Барток Бела

Барток (Bartok) БелаБАРТОК (Bartok) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ныне Сынниколау-Маре, Румыния - 26.9.1945, Нью-Йорк; в 1988 перезахоронен в Будапеште), венгерский композитор, исследователь музыкального  фольклора, пианист, педагог. Отец - директор сельскохозяйственной школы, музыкант-любитель. Барток учился игре на фортепиано у матери (с 9 лет сочинял), в 1893-95 годах - у Л. Эркеля (сын Ф. Эркеля) в Пожони (ныне Братислава). В 1898 году выдержал экзамены в Венскую консерваторию, но учился (1899-1903) в Будапештской академии музыки у И. Томана (фортепиано) и Я. Кёслера (композиция); там же началась его дружба с З. Кодаем. В 1907-34 годах профессор этой академии по классу фортепиано (педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора), с 1934 года работал в Венгерской АН.

Как композитор испытал влияние позднего романтизма (Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс) и условно-венгерского стиля вербункош. В симфонической поэме «Кошут», посвящённой событиям Революции 1848 года в Венгрии (исполнена в 1904 году в Будапеште и Манчестере), сказалось его увлечение программным симфонизмом Р. Штрауса (чью оперу «Электра» он критиковал в 1910 году уже с антиромантичных позиций). Начиная с 1-го струнного квартета (1908) формируется собственный оригинальный стиль Бартока с характерным сочетанием модальной гармонии и нерегулярной ритмики. Фольклорные изыскания композитора способствовали обогащению его гармонического языка, стимулировали поиск непривычных, остродинамичных современных средств выражения в 14 фортепианных Багателях и «Двух портретах» для оркестра (1908), фортепианных «Нениях» (4 плачах, 1910, основанных на древних песенных пластах и игнорирующих «тиранию мажора и минора»), 3 фортепианных Бурлесках и в «Allegro barbaro» с его стихийной ритмикой (1911, символизировало зрелость нового стиля). В одноактной опере «Замок герцога Синяя Борода» (1911, либретто Б. Балаша; поставлена в 1918) Барток впервые музыкально претворил естественные интонации венгерский речи. Болезненно восприняв роспуск «Общества новой венгерский музыки» (основано Б. и З. Кодаем в 1911), он с 1912 года сосредоточился на исследованиях фольклора балканских стран, Центральной Европы и Северной Африки. Крупнейший учёный-фольклорист, Барток в поисках генетических связей венгерской музыкальной  культуры собрал свыше 30 тысяч венгерских, румынских, словацких, арабских, кабильских, монгольских, финских, сербских и хорватских песен. Ко времени 1-й мировой войны относится написание 2-го струнного квартета (1917) и начало общественного признания Бартока (балет «Деревянный принц», 1916, поставлен в 1917).

Реклама

Барток (Bartok) БелаВ период Венгерской советской республики 1919 года Барток участвовал в музыкальной  директории, совместно с 3. Кодаем разработал план демократических реформ музыкальной  жизни. Тогда же сочинён экспрессионистский, авангардный балет-пантомима «Чудесный мандарин» (о любви и смерти полумистического персонажа в «адском» криминальном мире современного большого города) - один из лучших балетов 20 века (оркестрован в 1924 году, премьера - 1926, Кёльн). С установлением в 1920 году хортистской диктатуры усилилась травля Бартока шовинистической критикой. 1920-30-е годы - период расцвета гастрольно-концертной деятельности Бартока-пианиста (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 году гастролировал в СССР). Освоив и отчасти предварив опыт К. Дебюсси, затем И.Ф. Стравинского, А. Шёнберга и др., Барток тяготел к остроноваторским художественным решениям [динамизация языка во 2-й (1921) и 3-й (1922) сонатах для скрипки с фортепиано, дерзкие тембровые эффекты в 3-м (1927) и 4-м (1928) струнных квартетах; трактовка фортепиано как ударного инструмента в рассчитанных на собственное исполнение 1-м концерте с оркестром, цикле «На воздухе», сонате; все - 1926], однако и в 1920-х годах продолжал развивать фольклорные элементы. 1930-е годы - время поворота в сторону большей простоты и классичности стиля [«Cantata profana», 1930; 2-й фортепианный концерт, 1931; 5-й (1934) и 6-й (1939) струнные квартеты; «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936]. Непримиримый антифашист, Барток в 1937 году запретил передавать свои сочинения по радио в Италии и Германии, в 1938 году расторг отношения с австрийским издательством «Universal Edition». Одновременно создавал произведения, в которых ярко национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей тревожную атмосферу предвоенных лет (Соната для 2 фортепиано и ударных, 1937; 2-й концерт для скрипки с оркестром, 1938; Дивертисмент для струнного оркестра, 1939). Тенденция к демократизации творчества нашла выход в обработках венгерских народных песен, кантате «Из прошлого» (1935), пьесах педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931; фортепианный цикл «Микрокосмос», 1937). С ужесточением политической ситуации в Венгрии Барток часто гостил в Швейцарии у П. Захера (заказавшего ему «Музыку для струнных, ударных и челесты» и Дивертисмент для струнного оркестра), а в 1939 году принял решение эмигрировать в США (осуществил его после концертной поездки с Й. Сигети в 1940 году и смерти матери). Последний концерт на родине Барток дал 8.10.1940 в Будапеште с оркестром под управлением Я. Ференчика.

С 1940 года Барток читал лекции и продолжал исследовательскую работу в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В последние годы жизни сотрудничал с Б. Гудменом, С. А. Кусевицким, И. Менухиным, создал ряд выдающихся сочинений, в том числе Концерт для оркестра (1943), 3-й фортепианный концерт (1945; финал дооркестрован Т. Шерли по указаниям Бартока), концерт для альта с оркестром (завершён Шерли по эскизам Бартока).

Личность и творчество Бартока - классика музыки 20 века - оказали влияние на всю современную профессиональную музыку, в частности на формирование композиторских школ в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.

Соч.: Зачем и как собирать народную музыку. М., 1959; Автобиография // Советская музыка. 1965. № 2; Ethnomusikologische Schriften. Bdpst, 1965-1968. Bd 1-4; Народная музыка Венгрии и соседних народов. М., 1966; Rumanian folk music... The Hague, 1967-1975. Vol. 1-5; Проблема новой музыки // Музыка и время. М., 1970; Musiksprachen. Aufsätze und Vorträge / Hrsg. von B. Szabolcsi. Lpz., 1972; Briefe / Hrsg. von J. Demény. Bdpst, 1973. Bd 1-2; Turkish folk music from Asia Minor. Princeton, 1976; Yugoslav folk music. Albany, 1978. Vol. 1-4; Избр. письма / Ред.-сост. Е. Чигарева. М., 1988; Studies in ethnomusicology. Lincoln, 1997.

Лит.: Moreaux S. Bartok. 2 éd. P., 1955; Caбольчи Б., Бониш Ф. Жизнь Б. Бартока в иллюстрациях. Будапешт, 1963; Stevens Н. The life and music of B. Bartok. N. Y., 1964; Documenta Bartokiana / Hrsg. von D. Dille, L. Somfai. Bdpst; Mainz, 1964-1981. H. 1-6; Мартынов И. Б. Барток. М., 1968; Нестьев И. Б. Барток. М., 1969; Уйфалуши И. Б. Барток. Будапешт, 1971; Lendvai Е. Bartok költöi vilaga. Bdpst, 1971; idem. Bartok and Kodäly. Bdpst, 1976-1980. Vol. 1-4; Szabolcsi B. B. Bartok. Leben und Werk. Bdpst, 1972; B. Bartök. Weg und Werk / Hrsg. von B. Szabolcsi. [Bdpst], 1972; Zielinski T. Bartok. Leben. Werk. Klangwelt. Mainz; Münch., 1973; Б. Барток. Сб. статей. M., 1977; B. Bartok. Münch., 1980; Tallian T. Bartok B. Bdpst, 1981; Кодай 3. Избр. статьи. М., 1982; Wilson P. The Music of B. Bartok. [New Haven], 1992; Somfai L. B. Bartok: composition, concepts, and autograph sources. Berk., 1996.

Д. О. Чехович.