Баухауз

БаухаузБАУХАУЗ (Bauhaus, немецкий — Дом строительства), художественное училище и творческое объединение. Основано в 1919 году В. Гропиусом путём слияния двух художественных школ Веймара: Высшего и прикладного искусства. В 1925 году переведено из Веймара в Дессау; с 1932 года в Берлине. В 1919-25 годах Государственный Баухауз (Staatliches Bauhaus); с 1925 года Высшая школа формообразования Баухауз (Hochschule für Gestaltung Bauhaus); в 1932-33 - Баухауз. В 1933 Баухауз был упразднён нацистскими властями.

Ранний период Баухауза был отмечен влиянием идей неоромантизма; главными авторитетами признавались Дж. Рескин, У. Моррис, Х. ван де Велде, П. Беренс и др. В манифесте Баухауза (1919) ставилась задача синтеза искусств; была образована община в духе средневековых строительных гильдий. В обучении студентов большое значение придавалось наставничеству, овладению ремесленным мастерством, работе с традиционными материалами. Основные произведения веймарского периода по пафосу и стилистике близки экспрессионизму (Дом Зоммерфельда в районе Далем в Берлине, 1920-21, Гропиус и мастерские Баухауза).

Реклама

С появлением в Веймаре Т. ван Дусбурга (1921-22) и Л. М. Лисицкого (1922) в училище началось знакомство с идеями конструктивизма и группы «Де Стейл», под влиянием которых формировалась эстетика Баухауза. После переезда в Дессау в Баухаузе возобладали тенденции утилитаризма и машинной эстетики, превратившие его в центр новой вещественности. В этот период сложился собственной стиль Баухауза, получивший название функционализма: строгие техничные формы, установка на типовой проект и минимум необходимого, демонстрация совершенства индустриальных методов и материалов. По проекту Гропиуса построены здания училища (учебные корпуса, дома преподавателей, 1926-28). В период руководства Х. Мейера (1928-30) ведущую роль в Баухаузе стало играть архитектурное отделение (организовано в 1927); важное место в занятиях отводилось общественным наукам (в том числе теории классовой борьбы); ставились эксперименты с самообучением студентов в бригадах. Действовали мастерские, где выполнялись образцы для промышленности и индивидуальные заказы. В 1930-33 годах Баухауз возглавлял Л. Мис ван дер Роэ, при котором школа сконцентрировалась на архитектурном образовании; основное внимание уделялось развитию профессионализма учащихся; часть мастерских была закрыта.

В разные годы в училище преподавали В. В. Кандинский, П. Клее, Й. Иттен, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Мухе, Л. Мохой-Надь, М. Брёйер, Г. Маркс и др. Наследие Баухауз включает памятники архитектуры, классические образцы дизайна, живописные, скульптурные и графические произведения, сценические эксперименты, опыты в искусстве фотографии и книжного оформления, выставки, издания, в том числе серию «Книги Баухауза».

В Баухаузе были сформулированы (и отчасти реализованы) важные принципы художественной идеологии 20 века, в том числе концепция жизнестроительства и социальной миссии архитектуры, созданы дизайнерские формы, ставшие неотъемлемой частью окружения современного человека.

Источн.: Meyer Н. Bauhaus und Gesellschaft // Bauhaus. 1929. № 1 ; ltten J. Mein Vorkurs am Bauhaus: Gestaltungsund Formenlehre. Ravensburg, 1963, Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

Лит.: Franciscono М. Walter Gropius and the creation of Bauhaus in Weimar. Chi., 1971; Wingler Н. М. Das Bauhaus, 1919-1933: Weimar, Dessau, Berlin und die Nachfolge in Chicago seit 1937. 3. Aufl. Bramsche, 1975; Bauhaus Archiv-Museum. В., 1981; Whitford F. Bauhaus. L., 1984; Westphal U. The Bauhaus. L., 1991.

К.Л. Лукичёва, А. Н. Шукурова.