Байкало-Амурская магистраль
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ), железная дорога, проходящая по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Протяжённость (от г. Усть-Кут до г. Комсомольск-на-Амуре) свыше 3 тысяч км. Идея прокладки магистрали возникла в конце 19 - начале 20 века, тогда же велись изыскания. В 1932 году принято постановление СНК СССР о строительстве участка Байкало-Амурской магистрали от села Пермское (впоследствии г. Комсомольск-на-Амуре) до станции Уруша Забайкальской железной дороги, определено место примыкания проектируемой железной дороги к Восточному участку Транссибирской магистрали - станция БАМ (в 62 км к востоку от станции Уруша), создано Управление строительством Байкало-Амурской магистрали, начато строительство линии БАМ - Тында (180 км, в 1938 году открыто движение, в 1941 - принята в эксплуатацию, в 1942 - рельсы сняты и использованы при сооружении временной железной дороги у г. Сталинград). Прокладка дороги велась с использованием труда заключённых. В конце 1930-х годов начато строительство участков Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (введён в эксплуатацию в 1947) и Тайшет - Усть-Кут (введён в эксплуатацию в 1958). В 1967 году работы по сооружению центральных участков Байкало-Амурской магистрали возобновлены: проводились проектные изыскания, выбрано окончательное направление трассы. В 1972 году на участке БАМ - Тында начата укладка пути (впоследствии продолжен до Беркакита - так называемый Малый БАМ). В 1974 году организовано Главное управление по строительству Байкало-Амурской магистрали (ГлавБАМстрой), ставшее генеральным подрядчиком строительства линии Усть-Кут - Тында, линии БАМ - Тында - Беркакит, станция Тында, комплекса предприятий строительной индустрии на станциях Шимановская и Тайшет. Восточный участок от г. Комсомольск-на-Амуре до ст. Тында сооружён железнодорожными войсками. Строительство Байкало-Амурской магистрали проходило в труднодоступной местности в сложных природно-климатических условиях; преодолено 11 рек, 7 горных хребтов, болота, горный рельеф с осыпями и оползнями, более 1000 км проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. Строительство и эксплуатация осложнялись слабым экономическим развитием районов, по которым проложена Байкало-Амурская магистраль, их удалённостью от промышленных центров, недостаточным развитием социально-бытовой инфраструктуры, дефицитом трудовых ресурсов. Для привлечения кадров сооружение магистрали объявлено всенародной стройкой, ЦК ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Среди строителей преобладали (70%) люди в возрасте до 30 лет, приехавшие со всей страны. На Байкало-Амурской магистрали развивалось шефское движение: г. Тында строили москвичи, Ургал - украинцы, посёлок Золотинка - белорусы, посёлок Таюра - армяне, посёлок Кичера - эстонцы. 30 тысяч строителей награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и другими государственными наградами. Несколько человек удостоены звания Герой Социалистического Труда. На Байкало-Амурской магистрали проложено свыше 5 тысяч км главных и станционных железнодорожных путей, построено 4200 искусственных сооружений, в том числе 142 моста (длиной более 100 м), 8 тоннелей, свыше 200 железнодорожных станций, более 20 городов.
Реклама
1.10.1984 на станции Куанда уложено «золотое» звено главного пути Байкало-Амурской магистрали, в 1989 году введены в действие все участки, открыто сквозное движение. В декабре 2001 года с окончанием работ на Северомуйском тоннеле (протяжённость 15 км) строительство Байкало-Амурской магистрали завершено. Входит в состав Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорог.
По инициативе МПС России учреждено открытое АО «Баминвест» (создание одобрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.6.1997 № 728). Деятельность общества направлена па промышленное развитие зоны БАМ. Им подготовлена «Подпрограмма хозяйственного освоения и развития зоны БАМ на 1998-2005 годы».
Лит.: Зензинов Н.А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986; Елащева О. П. Обреченная дорога БАМ: 1932-1941. Владивосток, 1994.
С. А. Власов.