Байрон Джордж Ноэл Гордон

Байрон (Byron) Джордж Ноэл ГордонБАЙРОН (Byron) Джордж Ноэл Гордон (22.1.1788, Лондон - 19.4.1824, Миссолунги, Греция; похоронен в Англии, в местечке Хакналл, близ Ньюстеда), английский поэт. Происходил из знатной, но обедневшей семьи. В 1798 году унаследовал титул лорда. Стихи начал писать во время учёбы в аристократической школе в Харроу, близ Лондона (1801-05 годы). Окончил Кембриджский университет (1808 год), стал членом палаты лордов британского парламента (1809 год). Первый поэтический сборник Байрона - «Часы досуга» («Hours of idleness», 1807 год) вызвал критику в журнале «Эдинбургское обозрение», на которую Байрон откликнулся сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» («English bards and Scotch reviewers», 1808 год, издано в 1809 году), где заявил об упадке английской литературы как проявлении социального неблагополучия. В 1809-11 годах Байрон посетил Испанию, Португалию, Мальту, Албанию, Грецию, Турцию. Впечатления путешествий нашли отражение в лироэпической поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» («Childe Harold’s pilgrimage»), первые две песни которой поэт опубликовал, вернувшись в Лондон в 1812 году (3-я – в 1817 году; 4-я - в 1818 году; в русском переводе отрывки - с 1828 года; полный русский перевод – 1864 год). Имя героя поэмы, принёсшей Байрону славу, стало нарицательным как определение разочарованного, находящегося в разладе с обществом человека. В этот период Байрон выступил и как оратор — с тремя речами в палате лордов. Самая знаменитая из них - против смертной казни для луддитов - была произнесена 27.2.1812; за ней последовала «Ода авторам билля против разрушителей станков» («Ап ode to the framers of the frame Bill», 1812 год) - первый в творчестве Байрона образец политической сатиры. Увлечение идеей сильной личности нашло выражение в его так называемых восточных поэмах: «Гяур» («The Giaour», 1813 год; русский перевод – 1821 год), «Абидосская невеста» («The bride of Abydos», 1813 год; русский перевод – 1821 год), «Корсар» («The corsair», 1814 год; русский перевод - 1825-26 год), «Лара» («Lara», 1814 год; русский перевод – 1826 год), «Осада Коринфа» («The siege of Corinth», 1816 год; русский перевод – 1820 год), «Паризина» («Parisina», 1816 год; русский перевод – 1822 год), изображавших «роковые страсти» и страдающего, гордого, одинокого героя-бунтаря. По мотивам Библии был создан цикл любовно-философской лирики «Еврейские мелодии» («Hebrew melodies», 1815 год), в том числе переведённое в 1836 году М. Ю. Лермонтовым стихотворение «Душа моя мрачна». В 1815-16-е годы Байрон в связи с неудачным браком пережил личную драму и последовавшую за ней общественную травлю: с ним сводили счёты все, кто не мог простить ему сатирических стихов и вольнодумства. В тяжёлом душевном состоянии покинув Англию, Байрон поселился в Швейцарии, где подружился с П. Б. Шелли. Настроение Байрона этого периода отразила поэма «Шильонский узник» («The prisoner of Chillon», 1816 год; русский перевод – 1822 год). В 1817 году Байрон уехал в Италию, завершив здесь философско-символическую поэму «Манфред» («Manfred», 1817 год; русский перевод – 1828 год). Новое для творчества Байрона сочетание сатиры и иронии знаменует поэма «Беппо» («Верро», 1818 год; русский перевод – 1863 год). В 1819 году Байрон опубликовал первые две песни сатирико-нравоописательной эпопеи в стихах «Дон Жуан» («Don Juan»; написано 16 глав или песен, 17-я осталась незаконченной из-за смерти поэта; русский перевод – 1847 год) - широкой панорамы современного поэту общества, отличающейся «удивительным шекспировским разнообразием» (А. С. Пушкин). Впечатления от посещения могилы Данте в Равенне отразились в поэме «Пророчество Данте» («The prophecy of Dante», 1819 год), где, как и в поэме «Жалоба Тассо» («The lament of Tasso», 1817 год; русский перевод – 1825 год), Байрон призывал итальянцев вспомнить славное прошлое и бороться за объединение и независимость Италии. В 1820-21 годах Байрон - активный участник движения карбонариев. Опыт политической деятельности отразился в написанных после разгрома карбонарской организации исторических трагедиях: «Марино Фальеро, дож Венеции» («Marino Faliero, Doge of Venice», 1821 год) - трагедии «без любви» и традиционных романтичных условностей; «Двое Фоскари» («The two Foscari», 1821 год), «Сарданапал» («Sardanapa- lus», 1821 год). Символико-философская, богоборческая поэма Байрона на библейский сюжет — мистерия «Каин» («Cain», 1821 год) о герое, усомнившемся во всеблагости Бога, - была осуждена католической церковью. Среди поздних произведений Байрона наибольший интерес представляют сатирические поэмы: «Видение суда» («The vision of judgement», 1822 год) - пародия на одноимённую поэму Р. Саути; «Ирландская аватара» («The Irish avatar», 1821 год; полное издание – 1831 год), высмеивающая ирландцев за забвение национальной гордости, а также «Бронзовый век» («The age of bronze», 1823 год) - политическая сатира на конгресс Священного союза в Вероне (1822 год). В середине июля 1823 года Байрон отправился в Грецию, где в 1824 году в Миссолунги возглавил отряд греческих патриотов, восставших против турецкого ига. Умер от лихорадки.

Реклама

Творчество Байрона обогатило поэтику и образный строй литературы романтизма. Характерные композиционные, метрические, стилистические приёмы поэзии Байрона, прежде всего, его поэм (эмоциональная манера повествования - вопросы, восклицания, обращения поэта к герою; техника лирических отступлений, новеллистический сюжет, фрагментарность композиции и недосказанность, свободная строфика и др.), темы и мотивы его произведений (вольнолюбие и пафос борьбы, культ исключительной личности, скитальчество, одиночество; пессимистическое умонастроение - мировая скорбь в сочетании с ироничностью, красочным этнографизмом и др.) отразились в творчестве многих писателей, породив особое литературное явление — байронизм. В Англии влияние Байрона испытали Т. Карлейль, Б. Дизраэли, А. Теннисон, Дж. Рёскин; во Франции - А. Ламартин, А. В. де Виньи, В. Гюго и др.; в Италии - С. Пеллико, В. Монти, Дж. Мадзини и др.; в Германии - Г. Гейне, Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, поэты «Молодой Германии»; в Испании - Х. де Эспронседа; в Польше - А. Мицкевич. В России дань байронизму отдали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, К. Ф. Рылеев, А. И. Полежаев, А. А. Бестужев-Марлинский; особенно сильны байронические мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Соч.: Сочинения: В 3 т. М., 1974; Избранная лирика. М., 1988.

Лит.: Leonard W. Е. Byron and byronism in America. Boston, 1905; Веселовский A. H. Этюды о байронизме // Веселовский A. H. Этюды и характеристики. 4-е изд. М., 1912. Т. 1; Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1924; Елистратова A. A. Байрон. М., 1956; Marchand L.A. Byron. A biography. N. Y., 1957. Vol. 1-3; Hoffmeister G. Byron und der europäische Byronismus. [Darmstadt], 1983; Graham P. XV. Lord Byron. N. Y.; L., 1998; Бэгби Л. A. Бестужев-Марлинский и русский байронизм. СПб., 2001; Вацуро В. Э. Эпизод из истории русского байронизма («Вампир») // Вацуро В. Э. Готический ро­ман в России. М., 2002.

Т. Н. Красавченко, И. Л. Попова.