Байрёйтский фестиваль
БАЙРЁЙТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, первый в истории и один из самых знаменитых оперных фестивалей. Организован для исполнения опер Р. Вагнера в специально построенном при финансовой поддержке короля Баварии Людвига II Фестивальном театре (также Дом торжественных представлений - Фестшпильхаус; 1872-76 годы, архитектор О. Брюквальд, инженер К. Брандт, по замыслу Вагнера, с использованием архитектурных идей Г. Земпера). В зрительном зале театра вместо традиционной ярусной системы использованы веерообразно расходящиеся ряды кресел. Боковые стены оформлены выступающими пилонами с колоннами коринфского ордера, плафон расписан лёгким антикизирующим орнаментом. Оркестровая яма расположена на значительной глубине - так, чтобы оркестр оставался практически невидимым зрителю (по мысли Вагнера, «эта мистическая бездна» помогала «отделить реальное от идеального»). Особая конструкция деревянного потолка делает акустику театра уникальной. Театр открылся в 1876 году премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга» в постановке автора (дирижёр Х. Рихтер). С 1882 года Байрёйтский фестиваль проводится ежегодно (с перерывами в 1914-24 годах и 1944-51-е годы). Директорами фестиваля и режиссёрами многих постановок остаются потомки Вагнера. Всемирную славу получил благодаря участию крупнейших дирижёров: Ф. Мотля, Р. Штрауса, К. Мука, В. Фуртвенглера, Г. Абендрота, А. Тосканини, Х. Кнаппертсбуша, К. Бёма, В. Заваллиша и др. Большую роль в развитии Байрёйтского фестиваля как одного из центров новаторской оперной режиссуры сыграл режиссёр Х. Титьен, концептуально новые постановки «Кольца нибелунга» осуществлены в 1976 году (режиссер П. Шеро, дирижёр П. Булез), 1983 году (режиссер П. Холл, дирижёр Г. Шолти), 1988 году (режиссер Г. Куифер, дирижёр Д. Баренбойм), 1994 году (режиссер А. Кирхнер, дирижёр Д. Ливайн), 2000 год (режиссер Ю. Флимм, дирижёр Дж. Синополи). Другие оперы Вагнера ставили режиссёры А. Эвердинг, Г. Фридрих, Ж. П. Поннель, Х. Мюллер, Ф. Арло.
Л. А. Полётова, В. М. Паппе.