Баженов Василий Иванович

БАЖЕНОВ Василий Иванович [1(12).3.1738 (по другим сведениям, 1737 или 1732), Москва (или село Дольское Калужской губернии) - 2(13).8.1799, Санкт-Петербург], российский архитектор, живописец и график. Родился в семье псаломщика церкви Иоанна Предтечи Теремного дворца Московского Кремля; в возрасте около 15 лет начал частным образом обучаться живописи; работал живописцем 2-го класса на восстановлении сгоревшего Головинского дворца в Москве (1753-54 годы) и был оставлен при команде Д. В. Ухтомского (зарисовывал так называемый Шумаевский крест - многофигурную композицию Голгофы, выполненную самодеятельным резчиком Г. Шумаевым). Учился в разночинной гимназии при Московском университете (1755 год), у архитектора С. И. Чевакинского в Академии Наук и в академической гимназии в Санкт-Петербурге (1756-57 годы). В 1758-60-е годы воспитанник Академии Художеств; в 1760-65 годах пенсионер Академии Художеств за границей: в 1761-62 годах - в мастерской архитектора Ш. де Вайи в Париже (представил свои работы во французскую Академию архитектуры и получил аттестаты от Ж. Ж. Суфло, Ж. А. Габриеля и др.). В 1762-64 годах совершил пенсионерскую поездку в Италию, где в 1764 году получил звание профессора Академии Святого Луки в Риме; был избран членом Академии рисунка во Флоренции и Клементи некой академии в Болонье. Академик петербургской Академии Художеств (1765 год; получил звание за проект дворцового ансамбля в Екатерингофе по программе, заданной А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом), с февраля 1799 года вице-президент Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Реклама

Баженов Василий ИвановичСтиль Баженова, в котором строгость классицизма сочеталась со свободной пространственной игрой архитектурных форм, складывался под влиянием как его учителей, так и памятников Древнего Рима и Италии. По возвращении в Санкт-Петербург в 1765 году Баженов «особыми высочайшими повелениями был отягощён» (работал над проектом Каменноостровского дворца для малолетнего наследника престола; возможно, учил его архитектуре и др.), также выполнял частные заказы (в том числе в усадьбе Тихвино-Никольское на Волге; известен из переписки М. И. Махаева). По некоторым версиям, создал проект дворца в Гатчине для Г. Г. Орлова, использованный затем В. Бренной при проектировании Инженерного замка.

С 1767 года по поручению императора Екатерины II Баженов разрабатывал проект «кремлёвской перестройки» (регулирование старой застройки, возведение нового дворца и здания Присутственных мест в Московском Кремле). По его проекту предполагалось создать грандиозный ансамбль с 3 парадными площадями перед фасадом дворцового здания - новой архитектурной доминанты Кремля (сохранились чертежи и деревянная модель дворца). Главный фасад (около 300 саженей в длину) должен был выходить на Москву-реку (для чего разобрали южную стену Кремля). Два нижних рустованных этажа служили цоколем-пьедесталом для верхних этажей, оформленных ионическими колоннами с богатой пластиновой разработкой. Ядром ансамбля со стороны Кремля служила «циркумференция» - вогнутый полукруглый фасад с колоннадой и 4-ступенчатым цоколем, напоминающим античный амфитеатр. Торжественная закладка дворца состоялась 1( 12).6.1773, но в 1775 году императрица отказалась от своего намерения под предлогом возникшей опасности для древних соборов Кремля (из-за земляных работ они дали осадку).

В 1775 году Баженов оформил увеселительные павильоны на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира (изображены на рисунках М. Ф. Казакова), где использовал условно-готические мотивы, и приступил к проектированию усадьбы Екатерины II в Царицыне. Царицынский ансамбль, состоявший из ряда построек «в готическом вкусе», был закончен к весне 1785 года, но главное здание усадьбы - дворец - не получило одобрения высочайшей заказчицы из-за тесноты помещений и было разобрано. Сохранился подписанный Баженовым рисунок панорамы ансамбля («Генеральный фасад», декабрь 1776 года). Для построек Царицына, оказавших большое влияние на романтичную линию русской архитектуры конца 18 - 1-й трети 19 веков, характерно сочетание кирпича и белого камня, крупный масштаб декоративных деталей, присутствие масонской символики (Баженов был близок к масонскому кружку Н. И. Новикова).

Баженов Василий ИвановичБаженов работал в малых архитектурных формах, в основном для церковного оформления: проекты раки для мощей Михаила Черниговского в Архангельском соборе (1769-1770 годы), сени над мощами митрополита Ионы (1773 год) в Успенском соборе Московского Кремля, иконостаса церкви Иоанна Воина на Якиманке в Москве (1791 год) и др. В 1782-85 годах «по заданной идее» и под наблюдением Баженова была выполнена роспись Большого собора Донского монастыря (художник А. Клаудо). В 1782-91 годах Баженов начал строить трапезную и колокольню церкви Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке - выдающийся памятник русского классицизма. В формах классицизма выполнены неосуществлённые проекты Павловской больницы (1784 год) и церковь Семёновского полка в Санкт-Петербурге (1797 год).

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, где великий князь Павел Петрович назначил его архитектором Адмиралтейской коллегии (Баженов вёл строительство утилитарных зданий в Кронштадте, создал проект Галерной гавани на Васильевском острове и др.). В 1796 году указом Павла I ему было поручено наблюдение за строительством Михайловского замка. В 1799 году по указу императора началась подготовка издания «Российская архитектура» под «особенным смотрением» В. И. Баженова.

Баженову традиционно приписывают проекты нескольких частновладельческих домов (Л. И. Долгова, И. И. Прозоровского, И. И. Юшкова), в том числе Дома Пашкова, и храмов в Москве (Большого Вознесения у Никитских ворот, Святого Духа на Лазаревском кладбище и др.), ансамблей подмосковных усадеб Быково, Марьинки, Красного под Рязанью и др. К теоретическим трудам Баженова относятся «Краткое рассуждение о Кремлёвском строении» (совместно с Ф. В. Каржавиным, начало 1770-х годов), «Слово» на закладке Кремлёвского дворца (в соавторстве с А. П. Сумароковым, 1773 год) и «"Примечания" об Императорской Академии художеств» (1799 год), проникнутые духом классицизма.

Лит.: Михайлов А. И. Баженов. М., 1951; Ильин М. А. Баженов. М., 1954; В. И. Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост. Ю. Я. Герчук. М., 2001.

И. Л. Бусева-Давыдова.