Бекманн Макс Карл Фридрих
БЕКМАНН (Beckmann) Макс Карл Фридрих (12.2.1884, Лейпциг - 27.12.1950, Нью-Йорк), немецкий живописец и график. В 1900-03 годах учился в Художественной школе в Веймаре. Член берлинского Сецессиона (1906-13). Преподавал в Художественной школе во Франкфурте-на-Майне (профессор в 1925-33 годах); смещённый с этого поста нацистами, в 1937 году переехал в Париж, затем работал в Амстердаме (с 1938) и США (с 1947). В раннем творчестве (пейзажи, портреты, натюрморты) испытал влияние французского примитивизма, также П. Сезанна, Э. Мунка, европейского символизма. Писал остродраматические картины в духе экспрессионизма («Ночь», 1918-19, Дюссельдорф), работы на религиозные темы, создавал эпические «живописные мифы» о современной жизни и истории (триптихи «Игра в жмурки», 1944-45, Художественный институт, Миннеаполис, и «Аргонавты», 1949-50, Национальная галерея, Вашингтон). Обращался также к жанровым сюжетам, теме цирка; автор серии автопортретов. Бекманн был выдающимся мастером графики - «Объявление войны» (сухая игла, 1914), циклы «Лица» (офорты, 1914-1918), «Ад» (литографии, 1919, - с мотивами Ноябрьской революции 1918 года в Германии) и др. В 1943-44 гоодах создал серию рисунков ко 2-й части «Фауста» И. В. Гёте (Музей Гёте, Франкфурт-на-Майне).
Лит.: Beckmann Р. М. Beckmann, Leben und Werk. Stuttg.; Belser, 1982; M. Beckmann: Retrospektive. (Kat.). Münch., 1984; Hofmaier J. M. Beckmann: catalogue raisonné of his prints. Bern, 1990. Vol. 1-2; M. Beckmann: Gemälde. 1905-1950. (Kat.). Lpz., 1990.
М. Н. Соколов.