Бэкон Фрэнсис (живописец)

БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (28.10.1909, Дублин - 28.4.1992, Мадрид), английский живописец. Специального образования не получил. Был дизайнером по мебели и оформлению интерьеров; начал заниматься живописью, находясь под впечатлением от творчества П. Пикассо, в период пребывания в Париже (1927-29). В начале 1940-х годов уничтожил почти все свои ранние работы. В 1950-х годах сложилась его индивидуальная художественная манера. Иносказательная живопись Бэкона вскрывает противоречия современной цивилизации, обнаруживая скрытые за её рациональными структурами катастрофические процессы: мир научных лабораторий и бюрократических организаций оборачивается в произведениях Бэкона кошмаром пыточных камер, шоковыми вспышками тёмных инстинктов, губительным брожением хаотичных, неуправляемых сил. Картины Бэкона возникают на стыке рассудочного конструирования и спонтанного образотворчества: в стерильных пустых пространствах разыгрываются «взрывоподобные» живописные события - из красочного месива рождаются мучительно искажённые человеческие существа, корчащиеся в приступах клаустрофобии и страха. Многие из этих образов имеют реальную основу: Бэкон пользовался кино- и фотоматериалами, запечатлевшими сцены насилия, массовых беспорядков, врождённых уродств и тому подобное. Обращался к традиционным темам (монументальные триптихи на тему Распятия: 1962, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; 1965, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), использовал мотивы классических произведений (серия вариаций на тему «Портрета папы Иннокентия Х» Д. Веласкеса, 1951-65). 15 триптихах Бэкона, при отсутствии сюжетного развёртывания, возникает своеобразная кинематографическая последовательность, при которой каждое полотно фиксирует разные ракурсы одной пластической темы либо высвечивает отрывочные стадии скрытого от глаз события («Три этюда мужской спины», 1970, Кунстхаус, Цюрих; «Этюды человеческого тела», 1970, частное собрание, Мадрид).

Реклама

Бэкон (Bacon) Фрэнсис

Лит.: Deleuze G. F. Bacon: logique de la sensation. Р., 1981. Vol. 1-2; Leiris М. F. Bacon, face et profil. N. Y., 1983; Sylvester D. Brutality of fact: interviews with F. Bacon. 3rd ed. L., 1987; Ф. Бэкон. Живопись. (Кат. выставки). М., 1988; Peppiatt М. F. Bacon: anatomy of an enigma. N. Y., 1997.

В. А. Крючкова.