Беллини
БЕЛЛИНИ (Bellini) , семья итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции.
Глава семьи - Якопо Беллини (около 1400, Венеция - 1470 или 1471, там же), учился у Джентиле да Фабриано (между 1408 и 1413), был тестем А. Мантеньи и испытал его влияние. В алтарных образах Якопо Беллини («Мадонна с Младенцем», 1448, галерея Брера, Милан, и др.) византийско-готические черты сочетаются с иллюзионистически-пространственными приёмами. Наиболее значительно его графическое наследие (альбомы рисунков в Лувре, Париж, и Британском музее, Лондон; 1440-50-е годы): зарисовки античных памятников, также своеобразные каприччио с новаторскими перспективными построениями, многофигурными религиозными и мифологическими сценами, включающими эпизоды повседневной жизни, и усложнённым архитектурным антуражем (прихотливо соединяющим готику с античной классикой).
Его сын Джентиле (около 1430, Венеция - похоронен 23.2.1507, там же), учился у отца и часто с ним сотрудничал. В 1474-83 годах занимал пост официального живописца Венецианской республики. В 1479-1480 годах посетил Константинополь по приглашению султана Мехмеда II. Острая наблюдательность в сочетании с несколько суховатой манерой проявилась как в алтарных образах, так и в портретах (Мехмеда II, Национальная галерея, Лондон; патриарха Л. Джустиниани, 1465, Галерея Академии, Венеция, и др.). Наибольшую известность получили его многофигурные композиции, изображающие различные религиозно-исторические события: посвящённые культу реликвии Истинного Креста («Процессия на площади Сан-Марко», «Чудо на мосту Сан-Лоренцо», «Исцеление Святым Крестом», 1496-1501, все - Галерея Академии, Венеция), среди поздних работ - «Проповедь святого Марка в Александрии» (завершена Джованни Беллини, 1504-07, галерея Брера).
Реклама
Джованни (Джамбеллино) (между 1430 и 1435, Венеция - 29.11.1516, там же), другой сын Якопо Беллини, был крупнейшим мастером венецианской школы конца 15 - начала 16 века Он также учился у отца и испытал сильное влияние А. Мантеньи. Официальный живописец Венецианской республики (с 1483 года), выполнил серию монументальных легендарно-исторических панно для Дворца дожей в Венеции (вместе с Джентиле Беллини; работы погибли в 1577 году во время пожара). Работал также по заказам мантуанского и феррарского дворов. Ранние произведения Джованни Беллини («Преображение», «Распятие», оба - около 1455, Музей Коррер, Венеция, и др.) жестковаты по ракурсам и цветовому строю, но уже в этот период (в особенности в «Молении о чаше», начало 1460-х годов, Национальная галерея, Лондон) порой проявляется его внимание к поэтике пейзажа. Манера мастера и свойственный ему дар колориста достигают совершенства в 1470-е годы, под воздействием живописи Пьеро делла Франчески и Антонелло да Мессины, когда он начинает писать масляными красками, не оставляя, однако, и традиционные темперы, либо сочетая её с маслом. Алтарный образ в его искусстве окончательно превращается в религиозную картину, величавую и в то же время задушевно-лирическую, с тёплой, золотистой атмосферой, окутывающей святые фигуры: «Коронование Марии» (так называемый Алтарь Пезаро, около 1475, Городское музей, Пезаро), «Святое собеседование» (для церкви Сан-Джоббе, 1478-1485, Галерея Академии, Венеция), «Мадонна на троне в окружении святых» (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция). С начала 1470-х годов Джованни Беллини постоянно исполнял заказы на сравнительно небольшие, чаще всего поясные изображения Мадонны с Младенцем («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон, и др.); в этих многочисленных, никогда не повторяющихся композициях всё большее значение получает мистически-одухотворённый ландшафт. В середине 1470-х годов Джованни Беллини обратился также к портретному жанру; среди лучших работ - портрет дожа Л. Лоредана (около 1502, Национальная галерея, Лондон). Особое место в его творчестве занимает «Священная аллегория» (или «Озёрная Мадонна», около 1502, галерея Уффици, Флоренция) - картина, расшифровке содержания которой посвящена обширная литература. Последней работой старого мастера стала мифологическая композиция «Пиршество богов» (завершена Тицианом, 1514, Национальная галерея, Вашингтон). Творчество Джованни Беллини заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции; учениками его были Джорджоне и Тициан.
Лит.: Лазарев В.Н. Джованни Беллини // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. М., 1972; Meyer zur Capellen J. Gentile Bellini. Stuttg., 1985; Eisler С. The genius of J. Bellini: the complete paintings and drawings. N. Y., 1989; Goffen R. Giovanni Bellini. New Haven; L., 1989; Смирнова И. А. Я. Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994; Оливари М. Джованни Беллини. М., 1998; Тетpestini А. Giovanni Bellini. Mil., 2000.
М. Н. Соколов.