Белуджи

Белуджи БЕЛУДЖИ (балош, балуш; самоназвание - балучи, балочи), народ в Пакистане (Белуджистан и Синд). Делятся на западных (1,2 миллиона человек), восточных (1,8 миллиона человек) и южных (2,8 миллиона человек, 1998 год, оценка) белуджи. Живут также на юго-востоке Ирана (западные и южные белуджи - 856 тысяч человек; провинции Систан и Белуджистан), юго-западе Афганистана (западные белуджи - 200 тысяч человек; бассейн реки Гильменд), в Туркмении (западные белуджи - 38 тысяч человек), Таджикистане, Омане (южные белуджи - 312 тысяч человек), Объединённых Арабских Эмиратах (южные белуджи - 100 тысяч человек), на севере Индии (восточные белуджи - 5 тысяч человек; штаты Уттар-Прадеш и Гуджарат). Говорят на белуджском языке. Распространены также языки фарси (в Иране), дари и пушту (в Афганистане), туркменский (в Туркмении), арабский (в Омане и ОАЭ), урду (в Индии). По религии в основном мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, распространена синкретическая секта Зикри.

Реклама

Первое упоминание о белуджах, живших на юге Ирана (Керман и Фарс), относится к 7 веку нашей эры. Их предки, вероятно, ираноязычные племена, пришедшие из Северного Ирана (южное побережье Каспийского моря) в 1-м тысячелетии нашей эры. Сами белуджи считают своими предками выходцев из Сирии. Впоследствии они расселялись на север и восток, нападая на земледельческое население и обращая часть обрабатываемых земель в пастбища. К 10 веку они достигли Хорасана, к 13 веку - Синда, к конце 14 века - Пенджаба. С конца 17 века белуджи играли заметную роль в «Брагуйской конфедерации племён» Калата. В конце 19 - 1-й половине 20 веков неоднократно поднимали антииранские и антианглийские восстания. Племена борются за расширение автономии и сохранение традиционного уклада жизни.

Традиционная культура типична для народов пустынь и полупустынь Средней и Передней Азии. Основные занятия - кочевое и полукочевое скотоводство и поливное земледелие, на побережье - рыболовство. Знатные скотоводы часто сдавали пахотные земли арендаторам (райят-хамсайя) из покинувших свои племена белуджей или индийских земледельческих каст (джаты и др.). Развито ковроткачество. Жилище кочевников - палатка (гедан), крытая шерстяной тканью, длиной до 10 м; имеет отделение для скота. Одежда - широкие штаны-шаровары, длинная рубаха, безрукавка, халат, покрывало (у мужчин - пату, у женщин - чадыр). Традиционная пища - пресные лепёшки, кислое молоко, овощи, жаренная с солью саранча. Сохраняются: деление на племена-булак (риги, наруи, исмаилзаи, лашари, даштиари и др. - в Иране, марри, бугти, рахшани, ринд и др. - в Пакистане), кланы (бхара), патрилинейные роды (пхалли), управляемые вождями (сардар); обычное право, доисламские верования, фольклор (героический и исторический эпос и баллады, содержащие племенные генеалогии, исполняемые сказителями-думами; сказки, легенды, басни, песни; характерны мужские воинские танцы). Распространены конные состязания, петушиные бои и тому подобное. Ассимилируются синдхами и персами.

В музыкальной культуре различаются северная и южная традиции. Для последней характерны: шерванди - искусство певцов-солистов (так называемая классическая музыка белуджи, обладающая особой утончённостью и развитостью), песенный жанр газал - трансовая ритуальная музыка; колыбельные (лули), «песни печали» (зайрак), цикл обрядовых песен, сопровождающих рождение ребёнка, песни свадебного обряда. Носители профессиональных музыкальных  традиций белуджей главным образом представители социальной группы оста («мастера»), унаследовавшие своё мастерство от предков-кочевников (в их среде принято гордиться своей генеалогией), но имеющие относительно низкий статус (к этой группе относятся также кузнецы, ювелиры, изготовители ковров). Из музыкальных  инструментов наиболее типичен струнный смычковый соруд (аналоги - индийский саринда, непальский гайне) - принадлежность профессиональных музыкантов; он используется как солирующий и в качестве сопровождающего в вокальных композициях. Парная флейта донели (аналоги - индийская алгоза, сатара) используется главным образом в трансовой музыке. Популярны струнные щипковые танбурак, сетар, флейта калам, ударные инструменты. Игра на музыкальных  инструментах - прерогатива мужчин, женщины исполняют только вокальный репертуар.

Лит.: Пикулин М. Г. Белуджи. М., 1959; Сказки, басни и легенды белуджей. 2-е изд. М., 1989.

В. Н. Москаленко; Е. М. Гороховик (музыкальная культура).