Берг Альбан

Берг (Berg) АльбанБЕРГ (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена - 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Представитель новой венской школы и музыкального  экспрессионизма. Родился в семье коммерсанта. Начал сочинять в 16 лет (песни на тексты немецких романтиков и современных поэтов следовали традициям вокальной лирики Ф. Шуберта, И. Брамса и Х. Вольфа). В 1904-10 годах изучал музыкально-теоретические дисциплины и композицию под руководством А. Шёнберга, который стал его единственным учителем и основным авторитетом в музыке. В 1911-15 годах работал корректором в венском издательстве «Universal Edition», помогал Шёнбергу (делал для него аранжировки и переложения, составлял путеводители к его сочинениям и тому подобное), принимал участие в деятельности Академического союза литературы и музыки.

Ранние сочинения Берга обнаруживают сильное влияние стиля и техники учителя (прежде всего, «развивающая вариация»: максимум развития из минимума тематического материала). Однако уже в фортепианной сонате опус 1 формируются черты собственного стиля Берга, в том числе характерный «берговский тон», сочетающий эмоциональную экзальтацию с ностальгической мечтательностью. Выход за пределы мажорно-минорной тональности впервые отмечается в «Четырёх песнях» опус 2 на слова Ф. Хеббеля и А. Момберта (1910). Первое стилистически индивидуальное сочинение Берга - «5 песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга» опус 4. Воспринятые как эпатаж и провокация, они принесли автору неожиданную популярность. Венская премьера (31.3.1913), сопровождавшаяся общественными беспорядками и вызовом полиции, вошла в историю как один из самых громких музыкальных  скандалов 20 века. Шёнберг критически отзывался о новейших опусах своего ученика (хотя и дирижировал ими), что подрывало веру Берга в собственное композиторское призвание.

Реклама

Под впечатлением от постановки пьесы Г. Бюхнера «Войцек» (1914) Берг начал писать оперу (под названием «Воццек»), работу над которой прервала 1-я мировая война. Отслужив в армии, с 1919 года сотрудничал в венском журнале «Anbruch», работал в руководимом А. Шёнбергом «Обществе закрытых музыкальных исполнений» (1918-21, отвечал за репетиционный процесс и составление репертуара). Успешная берлинская премьера «Воццека» (14.12.1925), осуществившаяся благодаря активному участию немецкого дирижёра Э. Клайбера, и её последующее победное шествие по оперным сценам Европы и Америки (23 постановки в течение 7 лет, в том числе в Ленинграде, 1927) выдвинули Берга на авансцену музыкальной  жизни. «Воццек» сочетает непосредственную силу выражения и общечеловеческий пафос сострадания с глубинным мифологическим подтекстом (образы Апокалипсиса). Не ставя перед собой задачу оперной реформы, Берг стремился «построить музыку так, чтобы она всякий миг помнила о своем долге - служить драме». На службу драме поставлены и строгая формальная организация (например, 1-й акт представляет собой сюиту из 5 характерных пьес; 2-й - 5-частную симфонию), и детальная разработка жанров (военная музыка и колыбельная Марии в 3-й картине 1-го действия, «кабацкая» полька на расстроенном фортепиано в 3-й картине 3-го действия), и техника композиции (так, в 4-й картине 1-го акта драматическое действие выстраивают, наряду с 12-тоновой серией, вариации на бассо остинато, характеризующие маниакально одержимого Доктора).

В последующих сочинениях - Камерном концерте для фортепиано и скрипки в сопровождении 13 духовых инструментов (1925) и Лирической сюите для струнного квартета (1926, тайная программа содержит драматическую историю любви автора к Х. Фукс-Робеттин) - композитор всё более последовательно придерживался додекафонии. При этом он придал шёнберговскому методу большую свободу; например, в серии Берга нередки терцовые ряды, которые включают «тональные» слуховые ассоциации, встречаются и прямые цитаты из мажорно-минорной музыки. Внемузыкальные символы стали неотъемлемой частью композиционного замысла; они реализованы посредством буквенных шифров, числовых закономерностей, зеркально-симметрических форм и цитат (монограммы А. Шёнберга, самого Берга и его близкого друга А. фон Веберна; структурно выраженная идея  троичности в Камерном концерте; цитаты из сочинений А. Цемлинского и Р. Вагнера в Лирической сюите).

В 1928-35 годах Берг работал над оперой «Лулу» по драмам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры». Помимо того, в последние годы были написаны концертная ария «Вино» на стихи Ш. Бодлера (1929) и Концерт для скрипки с оркестром (1935). Посвящённый «памяти ангела» (М. Гропиус, рано умершей дочери А. Малер), концерт был впервые исполнен только в 1936 году, после смерти Берга, и воспринимался как реквием по композитору. Берг полностью сочинил музыку к опере «Лулу», но не закончил инструментовку (премьера 2 актов состоялась в 1937 году в Цюрихе). Эстетическая концепция оперы, в центре которой находится фигура притягательной и порочной «роковой женщины», восходит к эпохе венского декаданса. Драматургия «Лулу», основанная на гибко трактованном принципе симметрии, воплощённом в идее парных ролей и разветвлённой системе реминисценций, проявляет себя без искажений лишь в полной 3-актной её версии (осуществлению которой препятствовала вдова Берга; премьера в редакции Ф. Церхи состоялась в 1979 году в Париже под руководством П. Булеза).

Соч.: Briefe an seine Frau. Münch., 1965; О музыкальных формах в моей опере «Воццек» // Зарубежная музыка XX в.: Материалы и документы. М., 1975; A. Berg: Glaube, Hoffnung und Liebe. Schriften zur Musik / Hrsg. von Fr. Schneider. Lpz., 1981; [Статьи] // Советская музыка. 1985. № 7; The Berg - Schoenberg correspondence: selected letters/ Ed. by J. Brand, Ch. Hailey, D. Harris. Basingstoke, 1987; T. W. Adorno. A. Berg. Briefwechsel 1925-1935 / Hrsg. von H. Lonitz. Fr./M., 1997.

Лит.: «Воццек» A. Берга. Сб. статей. Л., 1927; Reich W. A. Berg. Leben und Werk. Z., 1963; Adorno T. W. Berg. Der Meister des kleinsten Übergangs. W., 1968; Холопова В. H. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Scherliess V. A. Berg in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1975; Тараканов M. E. Музыкальный театр A. Берга. M., 1976; Hilmar R. A. Berg: Leben und Wirken in Wien bis zu seinen ersten Erfolgen als Komponist. W., 1978; Perle G. The operas of A. Berg. Berk., 1980-1985. Vol. 1-2; Floros C. A. Berg. Musik als Autobiographie. Wiesbaden, 1992; Morgenstern S. A. Berg und seine Idole: Erinnerungen und Briefe. Lüneburg, 1995; Headlam D. The musik of A. Berg. New Haven, 1996; Simms B.R. A. Berg: a guide to research. N. Y., 1996; A. Berg und seine Zeit / Hrsg. von A. Pople. Laaber, 2000.

Ю. C. Векслер.