Берио Лучано

Афиша концерта Л. Берио. 1970. Париж.БЕРИО (Berio) Лучано (24.10.1925, Онелья - 27.5.2003, Рим), итальянский композитор, педагог. Из музыкальной  семьи. Окончил Миланскую консерваторию (1951), учился композиции у Дж. Гедини (1948-51) и Л. Даллапикколы (1952). В 1955 году основал Студию музыкальной  фонологии (Studio di Fonologia Musicale, содиректор Б. Мадерна), которая стала под его руководством одним из самых значительных центров электронной музыки в Европе. Главный редактор (1956-60) и автор статей в журнале «Incontri musicali» (Милан), посвящённых проблемам современной музыки. В 1950-65 годах был женат на певице К. Бербериан, которая впервые исполнила многие его сочинения. С середины 1950-х годов регулярно вёл занятия на Дармштадтских летних курсах современной музыки. В 1962-72 годах жил главным образом в США, где преподавал композицию в Миллсколледже (Окленд), Гарвардском университете, Джулъярдской школе музыки; среди его учеников - С. Райх. В 1974—80 годах руководитель отдела в Институте исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM) в Париже. Основатель (1987) и руководитель центра «Настоящее время» («Centro Tempo Reale») во Флоренции (научно-технической и образовательной программы в области электронной музыки; организация концертов современной музыки).

Реклама

Берио считался одним из наиболее радикальных авангардистов своего времени. Сочинял с использованием практически всех современных средств композиции, в том числе серийной техники (в ранних произведениях), алеаторики, электронной музыки (после 1975 года утратил интерес к сочинению чисто электронной музыки), полистилистики; часто прибегал к музыкальным и текстовым коллажам, в том числе из прозы Дж. Джойса (многолетним интересом к нему он обязан своему другу У. Эко) и И. Кальвино, народной и рок-музыки. Среди сочинений для музыкального  театра: «Опера» (Санта-Фе, 1970; 2-я редакция - Флоренция, 1977), «Утис» (Милан, 1996), «Хроника места» (Зальцбург, 1999). Среди других произведений: 13 виртуозных Секвенций (№ 3 для голоса соло, остальные - для различных инструментов соло, 1958-96); «Тема. Посвящение Джойсу» (для магнитофона, 1958); Симфония (на тексты К. Леви-Строса, С. Беккета и Берио) для 8 голосов и оркестра (1968).

Лит.: Altmann Р. Sinfonia von L. Berio: Eine analytische Studie. W., 1977; Dressen N. Sprache und Musik bei L. Berio. Regensburg, 1982; Osmond Smith D. Berio. Oxf., 1991; Gartmann Т. «...dass nichts an sich jemals vollendet ist»: Untersuchungen zum Instrumentalschaffen von L. Berio. Bern, 1995.