Бернард Клервоский

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (латинский Bernardus Claraevallensis) (1090, деревня Фонтен-ле-Дижон, Бургундия - 20.8.1153, Клерво, Шампань), церковный деятель, богослов-мистик, святой католической церкви.

Родился в знатной семье; в 1113 году принял монашество, в 1115 году стал аббатом основанного им в долине, неподалёку от реки Об, монастыря; эту долину Бернард Клервоский назвал «Ясная долина» (латинский Clara vallis), или Клерво (Clairvaux). В основанном им монастыре уделял значительное внимание организации монашеской жизни. В 1119 году вступил в полемику с аббатством Клюни, где в то время наблюдалось ослабление монастырской дисциплины. В 1128 году Бернарду Клервоскому было предложено составить устав для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130-38 годов, когда после смерти папы Гонория II (1124-30) место понтифика оспаривали сразу три папы [Иннокентий II (1130-43), Анаклет II (1130-38) и Виктор IV (март - май 1138)], Бернард Клервоский поддержал Иннокентия II. В 1140 году на Сансском соборе выдвинул обвинения против П. Абеляра, в результате чего Абеляр был осуждён. В 1144-45 годах выступил против учения Арнольда Брешианского, критиковавшего чрезмерное богатство и роскошь церкви, а также притязания римских пап на светскую власть. Влияние Бернарда Клервоского усилилось в 1145 году, после избрания папы Евгения III (1145-53), который был его учеником. В 1146-47 годах Бернард Клервоский активно поддержал идею 2-го крестового похода (смотри Крестовые походы), результаты которого, однако, не оправдали его ожиданий. В 1148 году на соборе в Реймсе добивался осуждения тринитарного учения Гильберта Порретанского. В 1148-49 годах выступал против альбигойцев в Тулузе.

Реклама

Бернард Клервоский не признавал логико-философских методов исследования в области богословия, которые называл игрой в диалектическое искусство (Contra Abaelard., 1.1). «Мирской философии» предпочитал «Павлову философию» (In Cantica, XLIII.4; De diversis, VII.1). Подобно Августину, Бернард Клервоский полагал, что вера должна предшествовать знанию (Contra Abaelard., I.1; IV.9). Вера и разумение обладают точной истиной, но вера - истиной  сокрытой, а разумение - открытой и явной (De consider., V.III.5). Для учения Бернарда Клервоского о богопознании характерен восточный апофатизм: возможно познать, что Бог существует, но не то, что Он есть по своей сущности (In Cantica, XXXI.3). Бог для Бернарда Клервоского, как и для Ансельма Кентерберийского, есть То, больше Чего ничего нельзя помыслить (De consider., V.VII.15; Contra Abaelard., И.4): Бог - это единственное и высшее Величие (Contra Abaelard., 11.4), высшее Благо (De consider., V.l.2; In Cantica, LXXX.6) или Наилучшее (De consider., V.III.5). В вопросе личного спасения Бернард Клервоский пытается согласовать точку зрения Августина, видевшего основу спасения в действии Божественной благодати, не зависящей от человеческих заслуг, с учением о свободе человеческой воли и деятельности. По мнению Бернарда Клервоского, каждый осуществляющий в силу свободного выбора соработание благодати получает спасение, совершаемое ею (De gratia et lib. arb., I.2). Понятие «вечного предопределения» Бернард Клервоский соотносит с новозаветным понятием «небесного рождения» (1 Ин. 3:9), так как ещё прежде создания мира Бог возлюбил Своих избранных в Своем Сыне (In Cantica, XXIII.15). Из-за учения Бернарда Клервоского об оправдании верой и о предопределении некоторые западные учёные считали его «предтечей протестантизма». Бернард Клервоский считается родоначальником западной средневековой мистики. Согласно его взглядам, путь к духовному совершенству и соединению с Богом состоит из 7 ступеней: сердечное сокрушение; благоговение; труд покаяния; дела милосердия; усердная молитва; покой созерцания; полнота любви (In Cantica, XVIII.6). Основу мистического, непосредственного, общения с Богом Бернард Клервоский видел в смирении, которое есть путь, ведущий к Истине (De gradib. humilit., 1.1-2).

В контексте реформы церкви, поддержанной Бернардом Клервоским, а также полемики о дисциплине и уставе в монашеских общинах находятся также его сочинения о богослужебном пении. Так, Бернард Клервоский (в письме к аббату Гвидо) требует, чтобы песнопения носили «торжественный характер, были лишены чувственности и грубости, сладость не должна переходить в легкомыслие». Музыка хорала, по мысли Бернарда Клервоского, «не должна отвлекать от смысла слов, но должна способствовать более плодотворному их усвоению».

Так называемый «Тонарий Святого Бернарда», новые цистерцианские антифонарий и градуал, переделанные в духе реформы (для достижения большей «чистоты» и «истинности» из хоралов удалена вся хроматика, выправлены неопределённые в ладовом отношении мелодии), по-видимому, не принадлежат Бернарду Клервоскому.

В 1174 году Бернард Клервоский был канонизирован папой Александром III (1159-81); в 1830 году папа Пий VIII (1829-30) провозгласил Бернарда Клервоского учителем Западной церкви. Дни памяти в католической церкви - 20 августа, 14 ноября.

Соч.: Migne PL. Т. 182-185; S. Bernardi Opera: In 8 vol. / Ed. J. Leclercq, С. Н. Talbot, Н. М. Rochais. Roma, 1957-1977; Послания 331-332. О размышлении (фрагменты). Проповедь 3-я на Песнь Песней//Памятники средневековой латинской литературы, Х-XII века / Отв. редактор М. Е. Грабарь-Пассек, М. Л. Гаспаров. М., 1972; Из Послания СХС к папе Иннокентию II, или Трактата против некоторых ошибочных положений Абеляра // Классическая филология на современном этапе. М., 1996; Проповеди на Песнь Песней [избр.]; О благодати и свободе воли // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. СПб., 2001. Т. 1.

Лит.: Gilson Е. La théologie mystique de S. Bernard. Р., 1934; Leclercq J. S. Bernardo di Chiaravalle. Mil., 1992; Bernhard von Clairvaux: Rezeption und Wirkung im Mittelalter und in der Neuzeit: (Vorträge gehalten anlässlich des 27. Wolfenbütteler Symposions vom 23. bis 27. Oktober 1990) / Hrsg. von К. Elm. Wiesbaden, 1994; Stickelbrock М. Mysterium venerandum: der trinitarische Gedanke im Werk des Bernhard von Clairvaux. Мünster, 1994; Браг Р. Антропология смирения // Вопросы философии. 1999. № 5.

С. Н. Лебедев (музыка); А. Р. Фокин.