Бернини Джованни Лоренцо
БЕРНИНИ (Bernini) Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) (7.12.1598, Неаполь - 28.11.1680, Рим), итальянский архитектор, скульптор, живописец и сценограф. Учился у отца, скульптора и архитектора Пьетро Бернини (1562-1629), который переехал в Рим вместе с семьёй в 1605 году или 1606. Творческая жизнь Бернини связана в основном с Римом, где он являлся ведущей фигурой в художественной жизни в период понтификатов пап Урбана VIII и Александра VII.
Крупнейший мастер барокко, Бернини наиболее последовательно выразил основные принципы эстетики и художественного языка этого стиля. Опираясь на опыт изучения античной скульптуры и творчества Микеланджело, Бернини сыграл важную роль в формировании декоративной, надгробной и портретной пластики барокко. Его градостроительным проектам и архитектурным композициям свойственны пространственный размах, выразительная пластика крупных тектонических форм, зрелищность и театральность в использовании перспективных эффектов, стремление к целостности ансамблевых решений. К наиболее значительным произведениям принадлежит ансамбль площади Святого Петра (1657-63): эффектно используя мощные сдвоенные колоннады обрамляющих её боковых крыльев, Бернини организует пространство овальной площади (с двумя фонтанами и обелиском) и направляет движение паломников, при котором открываются различные архитектурные перспективы собора и зданий Ватикана. В церковном зодчестве Бернини (церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, 1653-58) выразительная игра контрастных пластических форм, сочетание скульптуры и тектонических элементов архитектурного декора создают напряжение рельефной поверхности стены, а криволинейные очертания планов динамизируют восприятие интерьера, обогащают его дополнительными пластическими и пространственными эффектами.
Реклама
Стремление к ансамблевому сочетанию архитектуры и пластики проявилось в лучших творениях Бернини-скульптора и декоратора. Одной из его ранних работ стал величественный балдахин (киворий) собора Святого Петра (1624-33), осеняющий гробницу апостола Петра и украшенный позолоченной бронзой витых колонн, декоративной скульптурой и фигурками трубящих ангелов; он составляет единое целое с исполненной Бернини позднее кафедрой святого Петра (1657-66) в алтарной нише собора. Декоративный талант Бернини проявился в его любви к разнообразию материалов и форм, к их живописному сочетанию. Используя мраморную полихромную инкрустацию, сочетая белый мрамор статуй с патиной и позолотой бронзы, учитывая разнообразные световые и иллюзионистические эффекты, Бернини добивался яркости и эмоциональной приподнятости, величия и великолепия, которые отвечали риторической природе искусства барокко. Эти качества Бернини проявились в сооружении парадной лестницы (Скала-Реджа) в Ватикане (1663-1666), в ансамбле Капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме (1647-52), алтарную нишу которой занимает «Экстаз свыше Терезы» - наиболее чувственное и мистическое произведение мастера. По-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигает натуралистической имитации блеска и мягкости кожных покровов, разной фактуры тканей, лёгкой подвижности драпировок; используя множественность точек зрения, добивается впечатления напряжённого или стремительного движения («Аполлон и Дафна», 1622-25, галерея Боргезе, Рим). В портретах-бюстах Бернини сочетал психологическую остроту образной характеристики модели с декоративной пышностью и парадной репрезентативностью (кардинал Шипионе Боргезе, 1632, галерея Боргезе, Рим; Констанция Бонарелли, около 1635, Национальный музей Барджелло, Флоренция; герцог Франческо д’Эсте, 1650-51, Музей д’Эсте, Модена; все - мрамор).
Посетил Париж (1665) по приглашению Людовика XIV, где выполнил проект восточного фасада Лувра (не реализован) и портретный бюст короля (мрамор, 1665, Национальный музей Версаля и Трианонов).
Творчество Бернини оказало большое влияние на типы барочного надгробия, сочетающего архитектуру, скульптуру, разнообразные декоративные формы и материалы (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII в соборе Святого Петра в Риме). Тема бренности жизни и таинства смерти нашла полное драматизма решение в статуе умирающей святой Людовики Альбертони (мрамор, 1671-75; капелла Альтьери церковь Сан-Франческо-а-Рипа в Риме). С именем Бернини связана римская традиция создания скульптурных фонтанов как важнейшего градостроительного элемента, формирующего ансамбль площади, - фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини (1642-43) и Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648-51). Как театральный декоратор Бернини участвовал в постановках в театре Барберини, также в собственном театре, для которого сочинял комедии. Среди живописных работ - «Автопортрет» (Уффици, Флоренция).
Лит.: Л. Бернини. Воспоминания современников. М., 1965; Аркин Д. Бернини-скульптор // Аркин Д. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990; Ferrari О. Bernini. Firenze, 1991; Wittkower R. G. L. Bernini: the sculptor of the Roman baroque. 4th ed. L., 1997; Borsi F. Bernini architetto. 2 ed. Mil., 2000; Буссальи М. Бернини. М., 2000.
В. Д. Дажина.