Восприятие

ВОСПРИЯТИЕ, перцепция (латинский perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под восприятием понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологических процессов), так и его результат (образ). Восприятие  - одно из центральных междисциплинарных понятий философской теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.

Восприятие в истории философии и психологии. Восприятие  трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» восприятия, отображающих лишь отдельные качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и тому подобное) и мышления. В центре философского рассмотрения восприятия были вопросы о специфике восприятия и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал восприятие (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту восприятия предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение восприятия от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в восприятии и восприятия в представлении на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Реклама

Для экспериментальных исследований восприятия большое значение имело создание в середине 19 века методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (смотри Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрические опыты голландского офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологического строения органов чувств и центральных мозговых механизмов анализа сенсорных данных различных модальностей, выявившее, например, роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).

Доминирующей теорией восприятия во 2-й половине 19 века стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой восприятие строится по схеме решения силлогистических задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения - малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые научные наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы восприятия, послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе восприятия, внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).

Восприятие в современной психологии. Новый этап изучения восприятия, начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отдельных частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста восприятия трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетического движения). Напротив, если при изменении всех частей сохраняются их структурные отношения, то сохраняется и восприятие (так, мелодия, проигрываемая в другой тональности, легко узнаётся). При этом мы не только не замечаем, но чаще всего просто не можем определить изменения отдельных ощущений.

Наряду с целостностью для восприятия характерна константность - относительная независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов чувств. Например, при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и других видов константности (направления, цвета, формы и так далее) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.

М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.

Критика попыток выведения восприятия из локальных ощущений была продолжена во 2-й половине 20 века Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий. Например, на рисунке присутствует так называемый градиент величины и плотности (узор брусчатки и колонн по бокам прохода), который в любом естественном окружении специфицирует глубину оптического пространства и обычно предоставляет возможность для движения вперёд. В процессе такого продвижения возникает динамический градиент, специфицирующий скорость и направление, в частности, неподвижная центральная точка (фокус градиента) соответствует направлению движения. Для обработки открытых Гибсоном градиентов не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой рецепции соответствующей информации.

Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на восприятие внешнего мира. Роль движений в восприятии подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой российскими психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают различные виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости - давление на поверхность, температуры - статичный контакт, веса - поддержка в ладони без опоры, объёма - охват, формы - сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.

Согласно У. Найссеру, восприятие - это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами восприятия, иерархически увязанными друг с другом (например, схема комнаты, дома, улицы, города, мира).

А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности - образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.

В ряде направлений психологии 2-й половины 20 века вслед за Г. Гельмгольцем восприятие рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, восприятие возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.

В когнитивной психологии было показано, что восприятие включает множество внутренних компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (смотри Подпороговое восприятие). К числу внутренних компонентов восприятия относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отдельных признаков в образ целостного предмета. Каждый акт восприятия оставляет изменения в различных звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на восприятие следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости восприятия от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям восприятия, как правило, оказывается возможной только в условиях собственной двигательной активности наблюдателя.

ВосприятиеИзучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм восприятия (например, для восприятия речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (например, отсутствие фонем /р/ и /л/ в японском языке) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познавательных способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры восприятия и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.

Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии. Нейрокогнитивные исследования восприятия проводятся на различных уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомических подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие восприятие разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и тому подобное. Иерархическое объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с так называемым вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.

Важным моментом современных исследований является математическое моделирование функций восприятия и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования восприятия служат так называемые искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.

Прикладное значение исследований восприятия. Знание закономерностей восприятия играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная промышленность, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетического восприятия детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений восприятия в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований восприятия относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей восприятия, распознаванию лиц и эмоций. Большое практические значение имеет создание мультимедийных информационных систем (например, для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (например, разработка тренажёров, имитирующих условия восприятия и действия в специальных видах профессиональной деятельности).

Лит.: Koffka К. Principles of Gestaltpsychology. N. Y., 1935; Ярбус А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965; Восприятие и действие. М., 1967; Брунер Дж. Психология познания. М., 1977; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988; Milner D., Goodale М. Visual brain in action. Oxf., 1995; Palmer S. Е. Vision science. Camb., 1999; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999; Sloboda J. А. The musical mind: the cognitive psychology of music. Oxf., 2000; Грегори Р. Разумный глаз. 2-е изд. М., 2003; Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. М., 2006.

Б. М. Величковский.