Бесстыковой путь
БЕССТЫКОВОЙ ПУТЬ, участок железнодорожного пути, на котором длинные сварные рельсовые плети чередуются с короткими стандартными рельсами. Бесстыковой путь - температурно-напряжённая конструкция, рассчитанная на воздействие значительных, по сравнению с обычным железнодорожным путём, напряжений (до 125-150 МН/м2), которые возникают в рельсах при колебаниях температуры воздуха. При движении подвижного состава по бесстыковому пути сопротивление сдвигу (угон пути) преодолевается в сварных стыках и компенсируется на концевых уравнительных участках. На российских железных дорогах обычно укладывают плети длиной 550-800 м, между которыми размещают 2-4 пары уравнительных рельсов по 12,5 м. Новый бесстыковой путь, укладываемый при реконструкции или капитальном ремонте, в зависимости от местных условий может достигать 2-4 км. По сравнению с обычным железнодорожным путём на бесстыковых путях уменьшаются объёмы путевых работ. Для его прокладки требуется меньше металлоёмких рельсовых скреплений. Бесстыковой путь имеет минимальное число стыков, являющихся наиболее слабыми и напряжёнными местами пути, что снижает удельное сопротивление движению, ведёт к уменьшению износа колёс, сокращает расходы на топливо и электроэнергию, увеличивает срок его эксплуатации. На бесстыковом пути снижается уровень шума (до 15 дБ), повышается комфортабельность езды пассажиров. В России первый бесстыковой путь, разработанный инженером М. С. Бочёнковым (1930), был уложен в 1949 году. К началу 2003 года длина бесстыкового пути превысила 50 тысяч км (около 40% главных железнодорожных путей). Бесстыковой путь применяется на железных дорогах большинства развитых стран; особенно эффективна укладка бесстыкового пути с железобетонными шпалами на высокоскоростных линиях.
Лит.: Бесстыковой путь / Под редакцией В. Г. Альбрехта, А. Я. Когана. М., 2000.
Э. В. Воробьёв.