Бетховен Людвиг ван

Бетховен (Beethoven) Людвиг ванБЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн - 26.3.1827, Вена), немецкий композитор и пианист. Из семьи музыкантов (дед, Людвиг ван Бетховен, выходец из Фландрии, служил в придворной капелле курфюрста Кёльнского капельмейстером; отец, Иоганн ван Бетховен, - певчим). Первоначальные навыки игры на клавире, органе, скрипке получил у отца, мечтавшего сделать Бетховена вундеркиндом, и его сослуживцев (первое концертное выступление в качестве клавириста - 26.3.1778, Кёльн). С 1780 года учился композиции и игре на клавире и органе у К. Г. Нефе, воспитавшего его в духе немецкого просветительства. С 11 лет помощник органиста, с 13 лет органист придворной капеллы и одновременно пианист-концертмейстер придворного театра. В 1782 году дебютировал как композитор (9 вариаций для клавира на тему марша Э. К. Дресслера, с-moll). В 1787 году посетил в Вене В. А. Моцарта, высоко оценившего фортепианные импровизации Бетховена, однако вынужден был вернуться в Бонн из-за болезни матери. С помощью старших друзей (Е. Брейнинг, Ф. Вегелер и др.) восполнил пробелы своего образования и в 1789 году поступил на философский факультет Боннского университета (не окончил); продолжая работать органистом, играл на альте в придворном оркестре, давал частные уроки. Написанные им в 1790 году кантаты на смерть Иосифа II и на вступление на престол Леопольда II получили одобрение Й. Гайдна, бывшего проездом в Бонне. В 1792 году Бетховен окончательно переехал в Вену, где брал уроки у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери (до 1802). С 1795 года с огромным успехом прошли концертные выступления Бетховена-пианиста в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде.

Реклама

Бетховен (Beethoven) Людвиг ванУже в трёх ранних трио для фортепиано, скрипки и виолончели op. 1 (Es-dur, G-dur, с-moll, 1793-94) проявилось своеобразие инструментального стиля Бетховена. К началу 1800-х годов он был автором многих произведений, преимущественно для фортепиано, в том числе 3 концертов с оркестром (наиболее значителен 3-й, с-moll, 1800) и 17 сонат (всего 32). Симфоническая масштабность и динамика развития отличают 4-частные циклы фортепианных сонат № 1-4 (f-moll, А-dur, С-dur, 1794-95, Es-dur, 1797), № 7 (D-dur, 1798), № 11 (В-dur, 1800), № 12 (As-dur, 1801, с траурным маршем) и № 15 (так называемой Пасторальной, D-dur, 1801). В 6 струнных квартетах ор. 18 (F-dur, G-dur, D-dur, с-moll, А-dur, В-dur, 1798-1800) и 1-й симфонии (С-dur, 1800) Бетховен ещё во многом следовал традициям Й. Гайдна и В. А. Моцарта; в то же время фортепианные сонаты № 8 (Патетическая, с-moll, 1798) и № 14 (Sonata quasi una fantasia, cis-moll, 1801, известна под названием «Лунная», принадлежащим поэту и критику Л. Рельштабу) поражали современников яркой экспрессией, бурным драматизмом, новизной и необычностью музыкального  языка. Новые стилистические тенденции, в частности динамизация (вплоть до героизации) побочных тем, свойственны 5-й (так называемой Весенней, F-dur, 1801) и 7-й (с-moll, 1802) сонатам для скрипки с фортепиано, 2-й симфонии (D-dur, 1802).

Около 1797 года Бетховен почувствовал ухудшение слуха; осознание неизлечимости недуга привело его осенью 1802 года к душевному кризису (отражён в так называемом Гейлигенштадтском завещании, перекликающемся с исповедальными страницами романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера»). От самоубийства его удержало «искусство и только оно», однако прогрессирующая глухота заставила Бетховена постепенно сократить концертную деятельность, а после 1814 года от неё отказаться. Не желая допустить его отъезда из Австрии, венские аристократы Ф. И. Кинский, Ф. Лобковиц и эрцгерцог Рудольф подписали декрет (1809) о выплате Бетховену ежегодной субсидии (целиком свою долю до конца жизни Бетховена вносил только Рудольф, бравший у него уроки композиции).

Бетховен (Beethoven) Людвиг ванХарактерные признаки зрелого стиля Бетховена полностью выявились в произведениях 1802-14, отмеченных огромной внутренней силой и оригинальностью замыслов: симфониях № 3 (Героической, Es-dur, 1804), № 4 (В-dur, 1806), № 5 (с-moll) и № 6 (Пасторальной, F-dur, 1808), № 7 (А-dur) и № 8 (F-dur, 1812); концертах с оркестром - Тройном для фортепиано, скрипки и виолончели (С-dur, 1804), для фортепиано - 4-м (G-dur, 1806) и 5-м (Es-dur, 1809), для скрипки (D-dur, 1806); ряде увертюр (в том числе к трагедии Г. Коллина «Кориолан», 1807). Высокий героический стиль в духе эпохи наполеоновских войн с её культом подвига в наибольшей мере свойствен 3-й, 5-й и 7-й симфониям, 5-му фортепианному концерту. Воображение Бетховена занимала личность Наполеона до провозглашения его императором (1804), вызвавшего разочарование композитора (3-ю симфонию Бетховен предполагал озаглавить «Бонапарт», но затем отказался от этой мысли). Героикой проникнуты также музыка к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт» (ор. 84, 1810), опера «Фиделио» (по пьесе Ж. Н. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь», 1-я редакция под названием «Леонора», 1803-05, поставлена под названием «Фиделио, или Супружеская любовь», «Театер ан дер Вин»; 2-я редакция с добавлением увертюры «Леонора» № 3, 1806, там же; 3-я редакция 1814, «Кернтнертортеатер», Вена) и не равная им по художественному значению, но красочная симфоническая пьеса «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (1813), в которой рисуется разгром англичанами французских войск (первоначально написана для механического музыкального  инструмента пангармоникона). Религиозные настроения отразились в 6 песнях на стихи Х. Ф. Геллерта (1803), в Мессе С-dur (1807) и в единственной оратории Бетховен «Христос на Масличной горе» (на текст Ф. К. Хубера, 1803; с 1813 года исполнялась в России как на немецком языке, так и в русском переводе Н. М. Карамзина). Выдающиеся образцы камерной инструментальной музыки: 9-я соната для скрипки и фортепиано (так называемая Крейцерова, А-dur, 1803); струнные квартеты ор. 59, посвящённые А. К. Разумовскому (так называемые Русские - F-dur, е-moll, С-dur, 1806), op. 74 (так называемый Арфовый, Es-dur, 1809), op. 95 (так называемый Серьёзный, f-moll, 1811), фортепианное трио op. 70 (так называемые Призраки, D-dur; Es-dur, 1808), op. 97 (так называемый Эрцгерцог-трио, В-dur, 1811); фортепианные сонаты № 16-18 (G-dur, d-moll, Es-dur, 1801-1803), № 21 (так называемая Аврора, С-dur, 1804), № 23 (так называемая Аппассионата, f-moll, 1805), № 24 (Fis-dur, 1809), № 26 (Прощание - Разлука - Возвращение, Es-dur, 1810), № 27 (е-moll, 1814) и др. В «Русских» струнных квартетах ор. 59 № 1 и 2 органично претворены русские народные песни («Ах, талан ли мой, талан» и «Слава»), в 6-й симфонии - хорватские народные песни.

Бетховен (Beethoven) Людвиг ванВо время Венского конгресса 1814-15 годов Бетховен создал ряд произведений, прославлявших монархов - победителей Наполеона. Исчерпание героического стиля к концу породившей его эпохи, разорение либо смерть меценатов усугубили творческий кризис, вызванный как политическими, так и глубоко личными причинами. Вынужденный писать ради заработка многочисленные обработки народных песен, Бетховен и в этой области добился впечатляющих результатов (25 шотландских песен ор. 108); в сборник «24 песни разных народов» (1816) вошли обработки русских («Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки», «Как пошли наши подружки») и украинских («Ехал казак за Дунай») песен.

Последнее десятилетие жизни Бетховена характеризуется нарастанием критических настроений, оппозицией режиму К. Меттерниха (под наблюдением тайной полиции Бетховен находился с 1812 года). Преодоление кризиса знаменуют сочинения, исключительно сложные по музыкальному  языку, индивидуальные по форме, проникнутые верой в идеальный план бытия. Бетховену были чужды настроения романтичной разочарованности или попытки уйти в иллюзорный мир. «Мы, смертные, воплощающие бессмертное духовное начало, рождены лишь для страданий и радостей; и едва ли будет неверным сказать, что лучшие из людей обретают радость через страдание», - писал Бетховен в 1815 году. Идея обретения «радости через страдание» воплощена в 9-й симфонии (d-moll, 1823), в финале которой (на слова оды Ф. Шиллера «К радости») участвуют певцы-солисты и хор. Величайшим своим произведением Бетховен считал Торжественную мессу (Missa solemnis, D-dur, 1823); завершающие слова молитвы Agnus Dei композитор сопроводил пометкой «Мольба о мире внутреннем и внешнем» [премьера мессы состоялась 26.3(7.4).1824 в Санкт-Петербурге в концерте Филармонического общества по инициативе Н. Б. Голицына; части мессы, названные «гимнами», прозвучали 7.5.1824 в Вене вместе с 9-й симфонией]. Шедевры камерной музыки Бетховена - его последние фортепианные сонаты № 28- 32 (А-dur, 1816, В-dur, 1818, Е-dur, 1820,As-dur, 1821, с-moll, 1822), 33 вариации для фортепиано на тему вальса А. Диабелли (С-dur, 1823) и струнные квартеты ор. 127 (Es-dur), 132 (а-moll, 1825), op. 130 (В-dur), 131 (cis-moll) и 135 (F-dur, 1826).

Творчество Бетховена было тесно связано с современной ему литературой (И. В. Гёте, Ф. Шиллер), философией (Ж. Ж. Руссо, особенно И. Кант), с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, У. Шекспир). С детства стремившийся «осмыслить то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой», Бетховен, по собственному признанию, считал главной целью своего искусства бескорыстное служение «бедному страждущему человечеству». Последний представитель венской классической школы, Бетховен наполнил сонатно-симфонический цикл и сонатную форму новым драматическим содержанием, увеличил диапазоны ведущих оркестровых голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий, в 5-й симфонии впервые утвердил самостоятельное значение медной группы симфонического оркестра. Наметившаяся у Бетховена (в 9-й симфонии) тенденция к сближению симфонии с ораторией получила развитие в творчестве композиторов 19-20 века (Г. Берлиоз, Г. Малер, А. Г. Шнитке). Сонаты Бетховена открывают целый мир образов и настроений, более тонких и субъективных, чем в оркестровой музыке, хотя некоторые из них по масштабам близки симфониям. В форме сонатного allegro, контуры которой Бетховен унаследовал от Й. Гайдна и В. А. Моцарта, возросла роль главной темы как стимула движения; усилившийся вплоть до поляризации контраст главной и побочной тем не отрицает единого модуляционного развития, отличающегося у Бетховена особенно напряжённой динамикой. Ею обусловлены во многом новый, расширенный круг тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, небывалая масштабность разработок, введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое, чем у предшественников Бетховена, понимание границ тональности и сферы действия тоники. Большую выразительность его музыке придают тончайшие цезуры, ферматы, подобные паузам после патетических вопросов, и другие атрибуты «говорящей мелодики».

Важную роль в формировании стиля Бетховена сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой. Открытый им в 6 фортепианных вариациях ор. 34 (F-dur, 1802) тип свободных вариаций Бетховен совершенствовал в финале 30-й фортепианной сонаты, Вариациях на тему Диабелли, III и IV частях 9-й симфонии и др.; его 15 вариаций с фугой ор. 35 (Es-dur, 1802, на тему из раннего балета Бетховена «Творения Прометея») - своего рода фортепианный эскиз финала Героической симфонии. Существенно обогатились и традиционные типы варьирования (II часть 5-й симфонии, 32 вариации для фортепиано с-moll, части фортепианных сонат № 12, 23, 32, «Крейцеровой» сонаты и Трио ор. 97). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифонической технике. В зрелых и поздних произведениях фугато фигурирует как составной элемент разработок (фортепианная соната № 28), фуга - как заключительная (Квартет ор. 59 № 3, фортепианные сонаты № 29 и 31) либо начальная (Квартет ор. 131) часть цикла. Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония (в Allegretto из 7-й симфонии тема и контрапункт образуют мелодическое двуединство, обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией).

Бетховен создал также 5 сонат для виолончели и фортепиано (F-dur, g-moll, 1796, А-dur, 1808, D-dur, С-dur, 1815) и ряд других камерных ансамблей (дуэтов, трио, квинтетов), из которых при его жизни особенно популярным был Септет для смешанного состава (Es-dur, 1800, в 6 частях). В своих многочисленных песнях («Аделаида» на текст стихотворения Ф. Маттиссона, «Сурок», «Новая любовь, новая жизнь», «Миньона» на стихотворение И. В. Гёте, цикл «К далёкой возлюбленной» на стихотворение А. Ейтелеса, 1816, и др.) Бетховен предвосхитил трактовку этого жанра Ф. Шубертом. Тонким юмором, мелодичностью отличаются фортепианные миниатюры Бетховена (в том числе 3 сборника багателей), рондо [в том числе Рондо-каприччио в венгерском стиле, или «Ярость по поводу утерянного гроша»; «К Элизе» (правильнее - «К Терезе»)], танцы.

Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена содержится в его музыкальном  архиве (свыше 7500 листов с набросками и эскизами; некоторое их количество - 2 книги эскизов, ряд нотных автографов и несколько писем - хранится в российских библиотеках и архивах). Большой биографический интерес представляют так называемые разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818).

В России творчество Бетховена стало известно ещё при его жизни. Меценатами композитора были граф И. Ю. Броун-Камус (его жене посвящены фортепианные вариации на тему «Камаринской»), А. К. Разумовский, заказавший Бетховену в 1806 году «Русские» квартеты, Мих. Ю. и Матв. Ю. Виельгорские, князь Н. Б. Голицын (ему посвящены 3 поздних квартета и увертюра «Освящение дома»). Музыку Бетховена высоко ценили русские композиторы, начиная с А. А. Алябьева и М. И. Глинки. В новелле В. Ф. Одоевского «Последний квартет Бетховена» (1830) создан романтизированный образ композитора - страдальца и пророка, отвергнутого современниками. Отголоски этой концепции - в статьях А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, В. В. Стасова, П. И. Чайковского. После 1917 года образ Бетховена был чрезмерно идеологизирован, в его творчестве односторонне акцентировались черты, родственные музыке Французской революции 18 века. Иной образ Бетховена - мыслителя, лирика, новатора - присутствовал в исполнительском искусстве М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера, Квартета имени Бетховена. В отечественной бетховениане 20 века наиболее значимы труды, связанные с публикацией нотных эскизов и писем композитора (Н. Л. Фишман, А. И. Климовицкий, Е. В. Вязкова).

Соч.: Werke... Lpz., 1864-1867 (Serie 1-24), 1888 (Serie 25); Suppl. zur Gesamtausgabe / Hrsg. von W. Hess. Wiesbaden, 1959-1971. Bd 1-14; Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Мünch.; Duisburg, 1961—. Bd 1-.

Указатель соч.: Kinsky G., Halm Н. Das Werk Beethovens. Thematisch-bibliographisches Verzeichnis seiner sämtlichen vollendeten Kompositionen. Мünch.; Duisburg, 1955, 1983. Письма, дневники, разговорные тетради: Leitzmann А. L. v. Beethoven. Berichte der Zeitgenossen. Briefe und persönliche Aufzeichnungen. 2. Aufl. Lpz., 1921. Bd 1-2; The letters of Beethoven / Ed. by Em. Anderson. L., 1961. Vol. 1-3; Konversationshefte... / Hrsg. von К.-Н. Кöhler, G. Herre. Lpz., 1968-1996. Bd 1-10; Письма Бетховена. 1787-1811 / Сост. Н.Л. Фишман. М., 1970; Письма Бетховена. 1812-1816 / Сост. Н. Л. Фишман. М., 1977; Письма Бетховена. 1817-1822 / Сост. Н. Л. Фишман, Л. В. Кириллина. М., 1986; Кёлер К.-Х. «... прожить тысячу жизней!». По страницам разговорных тетрадей Бетховена. 2-е изд. М., 1986; Briefwechsel. Gesamt-ausgabe / Hrsg. von S. Brandenburg. Мünch., 1996-1998. Bd 1-7.

Лит.: Lenz W. Beethoven et ses trois styles. St. Рétersbourg, 1852. Vol. 1-2; Ulibischeff А. D. Beethoven, ses critiques et ses glossateurs. Lpz.; Р., 1857; Marx А.В. L. van Beethovens Leben und Schaffen. В., 1859. Bd 1-2; Nottebohm G. Beethoveniana. Lpz.; Winterthur, 1872; idem. Zweite Beethoveniana. Lpz., 1887; Ноль Л. Бетховен, его жизнь и творения. М., 1892. Т. 1-3; Thayer А. W., Deiters Н., Riemann Н. L. van Beethovens Leben. Lpz., 1901-1911. Bd 1-5; Корганов В. Д. Бетховен. Биографический этюд. СПб., [1910] (репринт: М., 1997); Die Erinnerungen an Beethoven / Hrsg. von F. Kerst. Stuttg., 1913; Беккер П. Бетховен. М., 1913-1915. Вып. 1-3; Schiedermair L. Der junge Beethoven. Lpz., 1925; Frimmel Th. Beethoven-Handbuch. Lpz., 1926. Bd 1-2; Русская книга о Бетховене. М., 1927 Schmitz А. Das romantische Beethovenbild. В.; Bonn, 1927; Проблемы бетховенского стиля. М., 1932; Beethoven-Jahrbuch. Bonn, 1954-1977. Jg. 1-9; Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 г. / Факсимиле, расшифровка и исследование Н. Л. Фишмана. М., 1962; Thayer’s life of Beethoven / Ed. by Е. Forbes. Princeton, 1967. Vol. 1-2; Эррио Э. Жизнь Бетховена. 3-е изд. М., 1968; Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. М., 1970; Л. ван Бетховен. Жизнь, творчество, окружение. М., 1971; Бетховен. Сб. статей / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. М., 1971-1972. Вып. 1-2; Из истории советской бетховенианы / Ред.-сост. Н. Л. Фишман. М., 1972; Goldschmidt Н. Beethoven-Studien. Lpz., [1974-1999]. Bd 1-3; Beethoven studies / Ed. by А. Tyson. L., 1974—1982. Vol. 1-3; Роллан Р. Последние квартеты Бетховена. М., 1976; Альшванг А. А. Л. ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. 5-е изд. М., 1977; Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена. Л., 1979; Фишман Н. Л. Этюды и очерки по бетховениане. М., 1982; Kerman J., Tyson А. The new Grove Beethoven. L., 1983; Johnson D., Tyson А., Winter R. The Beethoven sketchbooks. Oxf., 1985; The Beethoven Compendium / Ed. В. Cooper. L., 1991; London Н. С. R. Beethoven: his life, work, and world. L., 1992; Beethoven: Interpretationen seiner Werke. Laaber, 1994. Bd 1- 2; Л. ван Бетховен. Московская тетрадь эскизов за 1825 г. / Исследование, расшифровка и коммент. Е. В. Вязковой. М., 1995; Цахер И. О. Поздние квартеты Бетховена: Особенности драматургии. М., 1997; Solomon М. Beethoven. 2nd ed. N. Y., 1998; The Cambridge companion to Beethoven / Ed. By G.Stanley. Camb., 2000; Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса. М., 2001; Dahlhaus С. L. van Beethoven und seine Zeit. 4. Aufl. Laaber, 2002; Lockwood L. Beethoven: the music and the life. N. Y.; L., 2003.

Н. Л. Фишман, Л. В. Кириллина.