Бичем Томас
БИЧЕМ (Beecham) Томас (29.4.1879, Сент-Хеленс, близ Ливерпуля - 8.3.1961, Лондон), английский дирижёр, импресарио. Сын владельца крупной фармацевтической фабрики и любителя музыки Дж. Бичема. Систематического музыкального образования не получил, брал частные уроки композиции у Ч. Вуда и М. Мошковского. Как дирижёр дебютировал в Шекспировском мемориальном театре (Клапем, 1905). В 1909 году организовал собственный симфонический оркестр. Дирижёр театра «Ковент-Гарден» в Лондоне (с 1910 года, в 1932-39 главный дирижёр и художественный руководитель; последнее выступление состоялось в 1951 году). Организовал первые в Великобритании выступления Русского балета Дягилева (1911, 1913), лондонские премьеры опер М. П. Мусоргского («Борис Годунов» и «Хованщина», 1913), Н. А. Римского-Корсакова («Псковитянка», 1913) и А. П. Бородина («Князь Игорь», 1914) - все с Ф. И. Шаляпиным в главных партиях. Основатель, руководитель и дирижёр Лондонского филармонического (с 1932) и Королевского филармонического (1946-60) оркестров. Гастролировал с крупнейшими зарубежными оркестрами (в том числе с Нью-Йоркским, Бостонским, Берлинским филармоническими), работал в знаменитых оперных театрах (в том числе в «Метрополитен-опере», 1942-44). Последнее выступление Бичема состоялось в 1960 году. Основу его репертуара составляли классические и романтичные оперы (Бичем возродил для сцены оперу В. А. Моцарта «Так поступают все»), среди композиторов барокко он отдавал предпочтение Г. Ф. Генделю, музыку 20 века исполнял избирательно: дирижировал лондонскими премьерами опер Р. Штрауса «Саломея» и «Электра» (1910), «Кавалер розы» и «Ариадна на Наксосе» (1913), всю жизнь энергично пропагандировал музыку своего друга Ф. Дилиуса (считается лучшим её исполнителем). Среди аудиозаписей - 3-я симфония П. И. Чайковского, 1-я симфония М. А. Балакирева, 1-й скрипичный концерт С. С. Прокофьева.
Соч.: А mingled chime: leaves from an autobiography. L., 1943.