Бичурин Никита Яковлевич

Бичурин Никита ЯковлевичБИЧУРИН Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) [29.8(9.9).1777, село Акулево Цивильского района Казанской губернии (ныне в Чувашии) - 11(23).5.1853, Санкт-Петербург], российский востоковед, синолог. Родился в семье дьякона. В 1799 году окончил Казанскую духовную академию, в 1800 году принял монашество. В 1802 году получил сан архимандрита и назначен в Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря и ректором местной семинарии.

В 1805 году решением Синода отстранён от управления монастырём за нарушение монастырского устава и конфликт с семинаристами и определён в Тобольск преподавателем риторики в семинарию без права церковного служения. В 1807-21 годах глава духовной миссии в Пекине. За нерадивое отношение к миссионерским обязанностям лишён сана архимандрита и в 1823 году направлен в Валаамский монастырь С 1826 года служил переводчиком в Азиатском департаменте МИД России, продолжая постоянно жить в Александро-Невской лавре. В 1828-51 годах опубликовал большое количество научных трудов. С 1828 года член-корреспондент Петербургской АН, с 1831 года член Азиатского общества в Париже. В 1835-37 годах в Кяхте организовал первое в России училище китайского языка.

Реклама

Перу Бичурина принадлежит свыше 100 крупных исследований. Его основные работы посвящены истории и этнографии тюрко- и монголоязычных народов Средней и Центральной Азии (по китайский источникам), а также истории, культуре и философии Китая. Бичурин составил семь китайско-русских словарей, которые сохранились только в рукописном виде. По эрудиции, объёму изученных вопросов и количеству использованных для исследования и переводов китайских источников Бичурин далеко опередил западноевропейских учёных. Трижды (1834, 1839,1851) ему присуждалась Демидовская премия за лучшие отечественные научные труды. Бичурина высоко ценили В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, И. А. Крылов, И. И. Панаев. А. С. Пушкин, использовавший при написании «Истории Пугачёва» сочинение Бичурина «Историческое обозрение ойротов, или калмыков, с 15 столетия до настоящего времени» (1834), отмечал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков обязаны мы отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили яркий свет на отношения наши с Востоком». В последние годы жизни Бичурин часто болел. В 1848 году он передал Казанской духовной академии значительную часть своей библиотеки, в том числе рукописи и карты. Скончался Бичурин в Александро-Невской лавре, где и был похоронен.

Соч.: Записки о Монголии. СПб., 1828. Т. 1- 2; Статистическое описание Китайской империи. СПб., 1842. Ч. 1-2; Земледелие в Китае... СПб., 1844; Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб., 1848. Ч. 1-4; Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. СПб., 1851. Ч. 1- 3. М.; Л., 1950-1953. Т. 1-3.

Переводы: Лу Хуа-чжу. Описание Тибета в нынешнем его состоянии. СПб., 1828. Ч. 1- 2; Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. СПб., 1829. Ч. 1-2; История Тибета и Хухунора. СПб., 1833. Ч. 1-2; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., 1840.