Бихевиоральная психотерапия

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (от английского behavio[u]r - поведение), направление в психотерапии, возникшее в 1950-х годах под влиянием бихевиоризма. Бихевиоральная психотерапия работает с поведением, а не с внутренним миром человека и относится к краткосрочным методам психотерапии, ориентированным на решение конкретной проблемы; её цель - научить клиента эффективно действовать. Первоначально процесс научения в бихевиоральной психотерапии понимался как обусловливание. Так, «аверсивная терапия» при лечении алкоголизма основана на образовании условно-рефлекторной связи между неприятным стимулом (препарат, вызывающий тошноту) и алкоголем, который многократно употребляют с этим препаратом.

В 1960-х годах на развитие бихевиоральной психотерапии повлияла социального научения теория. А. Бандура показал, что наблюдение за моделью (успешно действующим человеком) позволяет формировать новые стереотипы поведения. Отход от первоначальной парадигмы бихевиоральной психотерапии («стимул - реакция») сопровождался учётом влияния представлений, эмоций и социального контекста на поведение. Интеграция бихевиоральной психотерапии с методами воздействия на когнитивные процессы (т. е. на убеждения, установки, оценки, например на низкую самооценку) привела к возникновению когнитивно-поведенческого направления в психотерапии — одного из ведущих в психотерапии США, Германии и ряде других стран. Акцент на самоконтроле и саморегуляции привёл бихевиоральную психотерапию к пониманию того, что личность - не пассивный продукт среды, а активный участник своего развития. Например, «методика самоинструктирования» включает осознание клиентом своего привычного хода мыслей в проблемной ситуации, а затем обучение его «программированию» своего поведения - оценке ситуации и возможностей по её преобразованию, формированию плана действий для достижения цели и тому подобное.

Реклама

Разновидностью бихевиоральной психотерапии является поведенческий тренинг с целью обучения приспособительным умениям (например, тренинг уверенности в себе). Его основная методика - репетиция поведения, состоящая из ролевого проигрывания проблемных ситуаций.

Лит.: Федоров А. П. Методы поведенческой психотерапии. Л., 1987; Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1995.

А. В. Константинов.