Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (от английского behavio[u]r - поведение), направление психологии, ограничивающееся изучением поведения, под которым понимаются телесные реакции на изменения среды. Возникло в США в начале 20 века. Предпосылками бихевиоризма были позитивизм и прагматизм в философии; исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.); физиологической и психологической идеи И. П. Павлова и В. М. Бехтерева (прежде всего концепция условных рефлексов, послужившая естественнонаучной базой бихевиоризма); многочисленные прикладные проблемы, которые не могла решить господствовавшая в то время интроспективная психология.

«Манифестом» бихевиоризма считается статья его основателя Дж. Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology as the behaviorist view it», 1913, русский перевод 2002). Уотсон отказывается от общепринятого метода интроспекции (самонаблюдения) и от любого изучения внутреннего опыта. Психология должна стать естественной наукой, основанной на объективных методах: эксперименте и наблюдении за поведением. Понятию «сознание» нет места в научных теориях и исследованиях, поскольку оно не поддаётся внешнему объективному наблюдению. Уотсон провозглашает предметом психологической науки поведение человека и животных, понимаемое как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия извне (стимулы). Единицей анализа поведения в бихевиоризме выступает простейшая схема «стимул - реакция» (S - R), в её рамках рассматриваются все психические процессы. Целью бихевиоризма является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения: изучив связи S - R, можно, исходя из ситуации (сочетания стимулов), предсказать поведение (цепь реакций), а изменив эти стимулы, можно его изменить.

Реклама

Бихевиоризм различает реакции наследственные (безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы). Кроме того, реакции делятся на внешние и внутренние: внешние (речь, эмоции, двигательные реакции и т.п.) открыты для наблюдения невооружённым глазом, внутренние доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами (например, мышление рассматривается в бихевиоризме как скрытые речевые и телесные реакции).

Развитие поведения (научение) заключается в приобретении новых реакций на основе врождённых реакций на безусловные стимулы через механизмы обусловливания. Так, например, у маленьких детей реакцию страха (замирание, затем громкий плач) могут, согласно исследованиям Уотсона, вызвать всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Сочетание одного из этих стимулов с показом, например, кролика может привести к тому, что впоследствии предъявление одного только кролика вызывает реакцию страха.

Дальнейшее развитие бихевиоризм получил в «радикальном бихевиоризме» Б. Ф. Скиннера. Его концепция оперантного обусловливания, в отличие от более ранних версий бихевиоризма, подчёркивает роль не только внешних причин поведения, но и спонтанных проявлений собственной активности индивида, которые вызывают изменения во внешнем окружении. Эти изменения физического и социального окружения оказывают обратное воздействие на индивида, увеличивая или уменьшая вероятность повторного воспроизведения поведенческих реакций (оперантов), вызвавших эти изменения среды. Таким образом, в оперантной концепции понятие «подкрепление» удалось определить без явного обращения к субъективным (представленным в сознании действующего) целям. Центральный для Скиннера тезис о рекурсивной взаимообусловленности поведения и окружения гласил, что в основе осмысленного поведения лежит обратная связь между действиями и их объективными последствиями.

Механицизм бихевиоризма, отрицание различий в поведении животных и человека (большей частью экспериментов в бихевиоризме проводилась на белых крысах, а их результаты часто переносились на человека) вызвали критику со стороны оппонентов бихевиоризма, что повлияло на возникновение необихевиоризма. До 1960-х годов бихевиоризм и необихевиоризм были господствующими направлениями в американской психологии, оказав существенное влияние на теории и методы обучения (смотри Программированное обучение), психотерапию (смотри Бихевиоральная психотерапия), социально-психологические концепции (смотри Социального научения теория) и др., а также на философию науки, лингвистику, антропологию, социологию, семиотику, кибернетику и другие науки. С начала 1950-х годов под влиянием бихевиоризма социальные науки стали часто называть науками о поведении.

Е. Е. Соколова.

Бихевиоризм в социологии был воспринят в версии Б.Ф. Скиннера, особенно в части его методологических размышлений и аргументированной критики концепций «автономного человека», «внутреннего гомункулуса», в которых эти метафоры утверждались в качестве первопричины человеческой деятельности. По его мнению, эти концепции связаны с ошибочной трактовкой гуманизма как самодостаточного индивидуализма, которая основана на противопоставлении свободы и достоинства человека детерминизму и натурализму «науки о поведении». Они исходили из предположения о том, что внутренние (ментальные) причины человеческих поступков имеют прямое отношение к свободе воли. Иными словами, психические причины получали некое моральное преимущество в сравнении с внешними условиями действия. Но с помощью отсылок к желаниям и убеждениям невидимого «внутреннего человека» невозможно объяснить или предсказать реальное поведение, можно только описать его в других терминах. Обращение бихевиоризма в скиннеровском варианте к причинно-следственным взаимосвязям поступков людей с их материальным и социальным окружением открыло перспективы для социальной инженерии и научного проектирования социальных практик и институтов (как и возможности для манипулирования бихевиористскими технологиями социального контроля).

Скиннеровская версия бихевиоризма получила развитие в социологических теориях обмена, прежде всего в необихевиористской теории социального обмена Дж. К. Хоманса, а также в концепциях П. М. Блау, Р. М. Эмерсона (1925-82, США), Дж. С. Коулмена и др. Для выявления закономерностей социального взаимодействия на межличностном и межгрупповом уровне закономерности бихевиористской психологии применялись к ситуации, когда внешним окружением становится конкретное «социальное окружение» - другой человек (или группа), а участники взаимодействия, обладающие отличающимися ресурсами, «подкрепляют» друг друга не только материальными, но и социальными благами, в том числе похвалой, вниманием, деньгами, услугами, уступками.

И. Ф. Девятко.

Бихевиоризм в языкознании. В языкознании наиболее прямое воздействие бихевиоризма испытал Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы реактивного поведения (т. е. одного из видов реакции человека на внешнее воздействие), благодаря которой индивид приспосабливается к социальной среде. Блумфилд утверждал, что «каждое высказывание полностью образуется формами», понимая под формой «повторяющийся голосовой признак, имеющий значение», а под значением - «повторяющийся признак стимула и реакции». Позже идеи бихевиоризма распространились в дескриптивной лингвистике, требовавшей «говорить о языке... в терминах, не допускающих чего-либо большего, нежели то, что раскрывается в непосредственном наблюдении» (Б. Блок, США). Б. Ф. Скиннер трактовал язык как систему единиц «вербального поведения», образуемых реакциями, которые имеют доступную отождествлению форму, функционально соотнесённую с одной или несколькими независимыми операционными переменными (т. е. факторами воздействия среды).

Идеи бихевиоризма также легли в основу неопозитивистской семиотической теории Ч. У. Морриса (США) и через неё повлияли на всё дальнейшее развитие семиотики; Н. Хомский и Дж. Миллер (США) воспроизвели всю философско-методологическую платформу и многие собственно психологические положения бихевиоризма. Это касается не только позитивистской, прагматистской, операционалистской ориентации их концепции в целом, но и тезиса о вербальном поведении, прежде всего как о системе реакций, хотя и весьма сложно организованной, и т.п.

Идеи бихевиоризма проникали в лингвистику также через психолингвистику, которая в 1950-70-е годы в Западной Европе и США опиралась либо на необихевиористскую концепцию Ч. Э. Осгуда, либо на конфронтирующие с ней взгляды Хомского и Миллера (так называемые генеративная, или трансформационная, психолингвистика).

А. А. Леонтьев.

Лит.: Skinner В. F. Science and human behavior, N. Y., 1953; idem. Verbal behavior. N. Y., 1957; idem. Reflections on behaviorism and society. N. Y., 1978; Homans G.С. Social behavior: its elementary forms. N. Y., 1961; Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967; Белый В. В. Американская дескриптивная лингвистика // Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М., 1977; Zurif G. Behaviorism: а conceptual reconstruction. N. Y., 1985; Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. М., 1986; Уотсон Дж. Б., Торндайк Э. Бихевиоризм. М., 1998; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. 2-е изд. СПб., 2002; Бихевиоризм // История теоретической социологии. М., 2002. Т. 3; Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. М., 2003. Гл. 8-9.