Билибин Иван Яковлевич

Билибин Иван ЯковлевичБИЛИБИН Иван Яковлевич [4(16).8.1876, посёлок Тарховка, близ Санкт-Петербурга - 7.2.1942, Ленинград], российский график и сценограф. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (до 1900 года) и одновременно в Рисовальной школе ОПХ (1895-98 годы), в 1898 году - в школе А. Ажбе в Мюнхене, затем у И. Е. Репина в мастерской М. К. Тенишевой (1898-1900 годы) и петербургской Академии Художеств (до 1904 года). Член художественных объединений «Мир искусства» (с 1900 года) и Союз русских художников (1903-10 годы; один из учредителей).

Билибин - единственный из «мирискусников», ограничивший своё творчество русской тематикой. Изучал древнерусскую архитектуру и крестьянское народное творчество (во время посещений Великого Новгорода, Ростова Великого, Русского Севера в 1902-04 годах), использовал свои впечатления в известных иллюстрированных изданиях (с 1899 года) русских народных сказок («Василиса Прекрасная», «Финист Ясный Сокол», «Царевна-лягушка» и др.) и сказок А. С. Пушкина. В них Билибин разработал особый тип книжного дизайна (в технике рисунка тушью, подцвеченной акварелью), творчески развивающей традиции древнерусского узорочья и книжной миниатюры, русского лубка, также и японской ксилографии 18-19 веков; он стал одним из эталонов неорусского стиля. Несмотря на свой эстетический национализм, Билибин придерживался антимонархических настроений, ярко выразившихся в его карикатурах 1905-06 годов (в журналах «Жупел» и «Адская почта»). Лучшие из театральных работ Билибина (с 1904 года) - оформление сказочных опер Н. А. Римского-Корсакова («Снегурочка», 1904 год, Национальный театр, Прага; «Золотой петушок», 1909 год, Опера С. И. Зимина, Москва; «Садко», 1914 год, Народный дом, Санкт-Петербург, и др.); также костюмы для оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (для Русских сезонов в Париже, 1908 год).

Реклама

В 1920 году эмигрировал из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, путешествовал по Египту, Сирии и Палестине (исполнил много пейзажей с натуры); в 1925 году переехал в Париж. За рубежом, помимо книжных и театральных работ (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1930 год, Русская опера, Париж; балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского, 1931 год, театр «Колон», Буэнос-Айрес; спектакли труппы А. П. Павловой и др.), создавал красочные панно для частных домов, эскизы фресок и мозаик - для сирийского православного храма в Александрии (1925 год) и храма Успения Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге (1926-28 годы). Украсив советское посольство в Париже патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-36 годы), Билибин вернулся в Ленинград, где по-прежнему выступал как художник театра и книги (костюмы и декорации оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в ГАТОБ, 1937 год; иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», 1938-39 годы; неоконченный цикл иллюстраций к русским былинам). Преподавал в школе ОПХ (1907-17 годы), ИЖСА (профессор с 1936 года).

Соч.: Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. №11; Несколько слов о русской одежде в XVI-XVII века // Старые годы. 1909. Июль - Сентябрь; Русское деревянное северное зодчество //Труды Всероссийского съезда художников. П., 1914. Т. 2.

Лит.: И. Я. Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1970; Голынец С. И. Билибин. Л., 1988; Кшицова Д. «Я большой националист и очень люблю Россию»: И. Я. Билибин и Чехия // Наше наследие. 2004. №70.

М. Н. Соколов.