Бин Цзя

БИН ЦЗЯ (военная школа), древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инъян цзя и мо цзя. Согласно Бань Гу (1 век), начала формироваться около 6-5 века до нашей эры в среде военачальников, включала четыре категории знатоков: стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приёмов (цзи цзяо) и по своей идеологии соответствовала конфуцианским принципам отношения к военному делу как последнему на шкале государственных дел, но необходимому средству пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), благопристойности (ли) и уступчивости (жан). Наиболее важные сочинения бин цзя - «Сунь-цзы» Сунь У (6-5 века до нашей эры, русский перевод 1950, 1955, 2002) и «У-цзы» У Ци (4 век до нашей эры, русский перевод 1957, 1958). Вместе с пятью другими трактатами («Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао») в конце 11 века они были объединены в «Семикнижие военного канона» («У цзин ци шу», в русском переводе - «У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая», 1998), ставшее основой всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972 году в КНР был найден ещё один фундаментальный трактат бин цзя, утраченный в начале нашей эры, - «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня», 4-3 века до нашей эры; русский перевод 2002).

Реклама

Мировоззрение бин цзя основано на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь и ян и циркуляции пяти элементов (у син). Этот общий ход вещей (дао) есть путь «обращения к корню и возвращения к началу». В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура/гражданственность» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские «добродетели» (дэ) - «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадёжность» (синь), в других - на противоположные им легистские принципы: «законность» (фа), «наказуемость» (син), «полезность/выгодность» (ли), «хитрость» (гуй). Главное в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и её «полезности/выгодности». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин) народа» - талантливые и расчётливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом, Землёй и впереди закона, а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.

Лит.: У цзин цзунъяо цяньцзи. Шанхай, 1959. Т. 1-8; Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая. М., 1963; Конрад Н.И. Избр. труды: Синология. М., 1977; Чжан Чжэньцзэ. Сунь Бинь бин фа цзяоли. Пекин, 1986; Lewis М.Е. Sanctioned violence in early China. N. Y., 1990; Чуев Н. И. Военная мысль в древнем Китае. М., 1999; Китайское искусство войны. Постижение стратегии. СПб., 2000; Китайская военная стратегия. М., 2002.

А. И. Кобзев.