Инь и ян

ИНЬ И ЯН (китайский, буквально - тёмное и светлое), одна из пар основополагающих категорий китайской философии, конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твёрдое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т. д. Этимологические значения инь и ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки.

В «Го юй» инь и ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци) - соответственно «земная» и «небесная», нарушение взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В «Гуань-цзы» с взаимодействием инь и ян сопряжены смены времён года, дня и ночи. В «Чжуан-цзы» инь и ян связаны с категориями «Дао дэ цзина» «покой» и «движение». В традиционной космогонии появление инь и ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотичного») единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» («Дао дэ цзин»). В процессуальном аспекте главный закон инь и ян - дао, т. е. их взаимопревращение по достижении определённой фазы развития: «одно инь, одно ян - это и есть дао»; при этом каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь - ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Принцип дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: любая сторона инь и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь - ян и т. д.

Реклама

Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тысячелетия до нашей эры и впервые была систематически изложена в «И цзине», где инь и ян названы «двумя образцами», рождёнными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (гуа) - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжуншу соединили её с учением о пяти элементах (у син), что в дальнейшем стало основой практически всех традиционных философских и научных построений в Китае.

Уже в «Си цы чжуани» (комментирующей части «И цзина») действие инь и ян распространялось на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенёс идею инь и ян также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания: «Всё дурное исчерпывается в инь, всё доброе - в ян»; «в ян - высокое начало, в инь - низкое». Чжоу Дуньи связал рождение инь и ян с динамикой «движения» и «покоя» «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. Концепция инь и ян продолжает играть важную роль в современной китайской медицине.

Лит.: Graham А.С. Yin/Yang and the nature of correlative thinking. Kent Ridge, 1986; Китайская геомантия / Сост. М. Е. Ермаков. СПб., 1998.

А. И. Кобзев.