Бхаратнатьям

БХАРАТНАТЬЯМ, древнейшая форма индийского классического танцевального искусства. Первоначальное название - дассиатам, от храмового танца девадаси (служительниц богов), возникшего на рубеже 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия нашей эры на юге Индии. Постепенно распространяясь по всей Индии (и проникая в Индонезию, Камбоджу, Японию), в южных районах сохранял ритуальный характер, а в северных (приблизительно с 13-14 века) обретал популярность в качестве светского танца. Современный вид бхаратнатьям принял к началу 19 века. К концу 20 века сформировались многочисленные школы и стили бхаратнатьям.

Бхаратнатьям

Бхаратнатьям следует канонам, изложенным в санскритском трактате «Натьяшастра», согласно которым танец символизирует два начала: мужское - тандава (энергичный танец Шивы) и женское - ласья  (нежный танец богини Парвати). В основе классического танца лежат три обязательных компонента: натья (драматический), нритта (собственно танцевально-ритмические движения) и нритья (выражение эмоциональных состояний и соответствующих настроений). Искусство бхаратнатьям сочетает собственно танец с сюжетной пантомимой и музыкально-поэтической основой. В нём детально разработана система движений тела (ангик): 13 позиций головы, по 7 движений для глаз и бровей, 9 - для шеи, 67 - для рук (хаста); регламентированы также движения живота, бёдер, икр и ступней. Отдельно выделяются 108 характерных поз (карана; изображены в Чидамбараме на воротах одного из старейших храмов, посвящённого Шиве). До совершенства доведена техника складывания пальцев рук в фигуры-символы - так называемые мудры (около 500), изображающие предметы, животных, действия, эмоции и пр. Используя чередование фигур, танцор может вести рассказ без слов.

Реклама

Бхаратнатьям - сольный танец-представление (в сопровождении певца и музыкантов-аккомпаниаторов), состоящий из нескольких частей: он начинается вступлением с тремя видами приветствия (божеству, коллегам и музыкантам, зрителям), включает как быстрые, высокотехничные, так и медленные лирические разделы и завершается спокойным танцевально-речитативным эпилогом. В бхаратнатьям независимо от пола исполнителя всегда сочетаются мягкость и мужественность, скульптурность и плавность, а образной выразительности способствуют поэзия (на телугу, тамильском языке, санскрите) и основанная на раге музыка. Бхаратнатьям послужил основой для танцевальных драм, разыгрываемых перед храмами во время религиозных праздников.

Лит.: Devi R. Dance dialects of India. Bombay, 1972; Bhavnani Е. The dance in India. 2nd ed. Bombay, 1984; Massey R., Massey J. The dances of India. L., 1989; Vatsyayan К. Indian classical dance. 2nd ed. New Delhi, 1992.

Т. Е. Морозова.