Бхартрихари

БХАРТРИХАРИ, индийский философ и грамматист 5 века. Отождествляется преданием с Бхартрихари-поэтом, автором цикла назидательных поэм «Шатака-траям» («Три сотни») о любви, праведном поведении и отрешении. Выходец из семьи брахмана, он некоторое время жил при дворе Майтраки, царя Валлабхи (ныне Вала, Гуджарат), где прославился утончённым вкусом к чувственным удовольствиям. Испытывая, однако, сильную тягу к духовной жизни, Бхартрихари после долгой борьбы с собой стал йогом и провёл остаток жизни в пещере под Удджайном. Основные сочинения: трактат «Вакьяпадия» («О предложении и слове») и комментарий к «Махабхашье» грамматиста Патанджали.

В историю индийской мысли Бхартрихари вошёл как создатель доктрины лингвистического недуализма (шабда-адвайта). С точки зрения Бхартрихари, «всё познание пронизано словом» («Вакьяпадия», 1.123). Слово (шабда) выступает у него символом первоначального внутреннего единства сознания - ещё не рождённой лингвистической формы и обозначаемого объекта, а познание - интуитивным открытием в себе этого глубинного Слова, врождённого всем существам. Это первичное, всеобъемлющее Слово Бхартрихари отождествляет с единым и вечным Брахманом, содержащим - в отличие от Брахмана-абсолюта Шанкары - реальные потенции-силы (шакти). Благодаря своим шакти Брахман предстаёт как субъект, объект и сам акт познания. Бхартрихари наделяет такими силами буквально всё: слова, понятия, вещи, события; ничто не реализовано полностью и окончательно, ничто не равно самому себе, всё находится в процессе раскрытия, проявления, манифестации. Всё сущее, включая язык, есть только игра потенций: каждый объект обладает всеми потенциями, каждое слово - всеми значениями. В любом слове бесконечные возможности языка сталкиваются с бесконечностью объекта, поэтому единицей смысла для Бхартрихари является фраза (вакья), значение же отдельного слова условно и зависит от намерения субъекта.

Реклама

Если «внутреннее» Слово-реальность - это находящийся в постоянном бурлении океан, то эмпирическое слово подобно магнетической вспышке, выхватывающей из потока лишь случайные статические конфигурации потенций-сил, это искусственные «перерывы постепенности», статическая форма динамического. Если высшее Слово содержит «послание», хотя и очень тонкое, немыслимое и непроизносимое, то его кто-то должен принять и расшифровать. Это «послание», по Бхартрихари, есть, прежде всего, Веды, а его адресаты - члены высших варн (сословий). Веды, с одной стороны, служат средством постижения высшего Слова-Брахмана, доступным человеку как конечному существу, а с другой, сами являются многоликими проявлениями этого Слова. Главная среди многочисленных наук - грамматика, ибо именно она открывает прямой доступ к высшей сущности слова. Грамматика - «врата к избавлению» - становится у Бхартрихари одним из средств освобождения (мокша) от сансары наряду с йогой и медитацией.

Лит.: Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1997; Лысенко В. Г. Лингвистический монизм Бхартрихари // Историко-философский ежегодник 2003. М., 2004. С. 275-290.

В. Г. Лысенко.