Благодать

БЛАГОДАТЬ (еврейский - ?? или ???, греческий - χ?ρις, латинский - gratia), в христианстве Божественная сила (δ?ναμις), в которой Бог являет Себя человеку, а человек с её помощью преодолевает в себе греховное начало.

В Ветхом Завете словом ??  характеризуется мудрый человек (Еккл. 10:12), основными значениями слова ??? являются «милость», «милосердие». О Благодати, как о Божественной силе, говорит апостолам сам Иисус Христос (Деян. 1:8). Как сила Благодать понимается апостол Павлом (2 Кор. 12:9). Благодать действует на человека подобно свету во тьме (Ин. 1:4-5): она просвещает всякого приходящего в мир (Ин. 1:9). Под этим воздействием рассеивается греховная тьма, мешающая человеку познать самого себя и постигнуть подлинный смысл жизни. Благодать просвещает прежде всего душу человека, его сердце и его совесть. Освящение Благодатью человека стало возможным благодаря совершённому Христом искуплению человеческого рода (Ин. 7:39). Поэтому Благодать даруется человеку только «во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:4), а принявшие Благодать и имеющие её в себе становятся носителями «Духа Христова» (Рим. 8:9), Который посылается Богом Отцом (смотри Троица) и вселяется в их сердца (Гал. 4:6). Совершителем же благодатного освящения человека является Святой Дух.

Реклама

В православной традиции о природе Божественной силы речь идёт в «Ареопагитиках» (О Божественных именах, II, 4-5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями», «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Она является проявлением Божественной природы, поэтому ею обладают все три Лица Святой Троицы независимо от их ипостасных свойств.

В католической традиции Благодать разделяется на виды. До недавнего времени признавалось наличие Благодати внешней, внутренней, предваряющей, побуждающей, действующей, освящающей, Божией, Христовой и др. В современном Катехизисе (официальном своде учения) католической церкви говорится только о 3 видах Благодати: первичной, находящейся у истоков обращения человека; воздействующей (актуальной), представляющей собой Божественное «вмешательство», участие; освящающей, которая является постоянным даром, сверхъестественным расположением, совершенствующим душу, чтобы сделать её способной жить с Богом.

Протестантское учение о Благодати отличается многообразием точек зрения. Полемика между М. Лютером и Ф. Меланхтоном и их сторонниками обнаружила разные взгляды на Благодать, действующую в различные моменты, а также на усвоение Благодати человеком. При этом оба придерживались основных положений учения о Благодати Августина. Они признавали полную неспособность к добру природы человека, испорченной грехом (Формула согласия. Конспективное изложение. I, 13-16; Детальное изложение. I, 1-10, особенно 11,60). Добро в человеке - это исключительно результат действия в нём Благодати. Согласно Ж. Кальвину, от нашей воли не может произойти ничего доброго, пока она не будет преображена, а преображённая - она уже не от нас, но от Бога (Наставления в христианской вере. II, 3, 8). Кальвинисты (смотри Кальвинизм) и пуритане в понимании Благодати исходили из абсолютного предопределения избранных к спасению. Впоследствии под влиянием идей либеральной теологии наблюдается смягчение этого жёсткого принципа.

Лит.: Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях древних святых отцов и учителей Церкви до блж. Августина. СПб., 1902; Torrance Т. F. The doctrine of grace in the apostolic fathers. Edinburgh; L., 1948; Smith С.R. The Bible doctrine of grace and related doctrines. L., 1956; Daujat J. The theology of grace. N. Y., 1959; Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса: Проблема закона и благодати. М., 1994; Феофан (Быстров), архиепископ О благодати Божией. СПб., 1996.

Л. В. Л.