Благодатный огонь
БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, чудо сошествия огня в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в Великую субботу, в канун православной Пасхи.
Одни из самых ранних упоминаний о сошествии Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у святых Григория Нисского, Евсевия Памфила, Сильвии Аквитанской и датируются 4 веком (при этом указанные авторы упоминают и более ранние случаи). По свидетельству святых отцов Церкви (Святой Григорий Нисский. Слово второе о Воскресении; Преподобный Иоанн Дамаскин. Октоих, Воскресный седален, глас 8), уже апостол Пётр, придя ко Гробу, увидел не только умными, но и телесными очами нетварный Божественный свет, осветивший Гроб Господень. Евсевий Памфил в «Церковной Истории» (книги 6:9, 1-3) свидетельствует о том, что, когда во время Великой пасхальной всенощной не хватило лампадного масла, патриарх Иерусалимский Нарцисс I (185-213 годы) благословил служителей, ведавших освещением храма, налить в лампады воды из Силоамской купели; эта вода приобрела свойства масла, и сошедший с неба огонь возжёг лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. О Благодатном Огне свидетельствуют и многие мусульманские авторы [Ахмед ибн аль-Касс (умер до 946 года), Масуди (умер около 956-957 годов), аль-Бируни (умер в 1048 году), Ибн аль-Каланиси (умер около 1160 или 1162 года), Али аль-Хереви (умер около 1191 года), аль-Джаубари (умер до 1242 года), аль-Казвини (умер около 1283 года) и др.], хотя многие из них отзывались о происходившем весьма критически, полагая, что всё это было организовано служителями храма [например, арабский автор аль-Джахиз (умер около 869 года)] и имеет скрытые рукотворные источники (например, Ибн аль-Каланиси, аль-Джаубари и др.).
Реклама
Литания Благодатного Огня начинается за сутки до начала православной Пасхи. В Кувуклии (часовне над Гробом Господним), на середине ложа Живоносного Гроба, устанавливается лампада, наполненная маслом, но не зажжённая. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. Приготовленная таким образом Кувуклия после осмотра её израильской полицией закрывается и опечатывается ключником храма (мусульманином). Через 20- 30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодёжь; молодые люди, по традиции, сидя на плечах друг у друга, просят Господа о даровании православным Благодатного Огня. Затем в храм входит процессия, состоящая из иерархов празднующих Пасху христианских конфессий. В конце процессии идёт православный патриарх Иерусалимский в сопровождении священнослужителей. В крестном ходе процессия обходит все находящиеся в пространстве храма памятные места: место, где Христа побивали римские легионеры; Голгофу, где Его распяли; камень миропомазания, на котором тело Христа готовили к погребению. Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит её. После этого патриарх Иерусалимский останавливается напротив входа в Кувуклию, его разоблачают от риз, и он остаётся в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру Гроба Господня предметов, способных зажечь огонь. Во времена господства турок обыск патриарха осуществлялся турецкими янычарами, в настоящее время это делают израильские полицейские. Подризничий вносит в пещеру Гроба Господня большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Затем патриарх входит в пещеру Гроба Господня. Кувуклию запечатывают снаружи большим куском воска и налагают на дверь красную ленту. В это время в храме выключается свет и наступает ожидание. Традиция Иерусалимской церкви гласит, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдёт, будет последним для людей, находящихся в храме, а сам храм будет разрушен - с этим связана практика причащения молящихся в храме перед началом ожидания. Молитва и ожидание продолжаются до тех пор, пока не произойдёт чудо. В разные годы - от нескольких минут до многих часов.
Перед сошествием Благодатного Огня пространство начинают освещать световые блики, исходящие из разных мест храма, струящиеся по его стенам и колоннам на пол, а также распространяющиеся на площадь перед храмом. У многих стоящих на площади непроизвольно зажигаются свечи, а в самом храме - лампады по бокам Кувуклии. В это время из неё выходит патриарх, который рассылает Благодатный Огонь собравшимся.