Блаватская Елена Петровна

Блаватская Елена ПетровнаБЛАВАТСКАЯ Елена Петровна [31.8(12.9).1831,Екатеринослав - 8.5.1891, Лондон], русский мистик, писательница, основоположница современной теософии. Дочь офицера П. А. Гана и беллетристки Е. А. Ган, воспитывалась в семье деда, саратовского губернатора А. М. Фадеева. В 1849 году вышла замуж за эриванского вице-губернатора Н. В. Блаватского, вскоре рассталась с ним и в поисках тайного знания неофициально покинула Россию. Много путешествовала (где именно, остаётся спорным; Блаватская утверждала, что была в Тибете), жила в Каире, в 1851 году в Лондоне встретила своего первого наставника в оккультизме (предположительно Д. Мадзини). В 1858 году вернулась в Россию. До конца 1860-х годов - в Южной и Восточной Европе; участница битвы при Ментане на стороне гарибальдийцев. После обучения в начале 1870-х годов в Египте у коптского каббалиста П. Метамона («учитель Серапис») в 1873 году уезжает в Париж, затем в США, где вместе с полковником Г. С. Олкоттом основывает в Нью-Йорке Теософское общество (1875), первоначально как «тайное общество, подобное розенкрейцерской ложе». Позднее оно стало публичным, провозгласив своими целями: «1. Всеобщее братство. 2. Члены не должны проводить различия в отношении расы, веры или сословия... 3. Изучение философии Востока, главным образом Индии... 4. Противодействовать материализму и богословскому догматизму всеми возможными способами, демонстрируя существование скрытых, неведомых науке, сил в природе, наличие психической и духовной силы в человеке...» (Blavatsky Н.Р. Collected writings. S.I., 1975. Vol. 7.Р. 145). Печатает статьи с критикой спиритизма, религиозно-философский трактат «Исида без покрывала» («Isis unveiled», 1877), где истолковывает эзотерические учения древности и Средневековья, исходя из собственного мистического опыта. За раскрытие «тайного знания» подвергается гонениям со стороны американского Луксорского герметического братства (1878). В 1879—85 годах в Индии, выступает представителем некоего религиозно-реформаторского братства «гималайских махатм» (главным образом «учителя Кутхуми»). В последующие годы создаёт в Европе ряд сочинений на французском и английском языках, в том числе «Тайную доктрину» («The secret doctrine», 1888, русский перевод - т. 1-2, 1937; 1991-92) - изложение эзотерического  космо- и антропогенеза, вдохновлённое «махатмой Морья».

Реклама

Учение Блаватской складывается из двух полярных по мировосприятию концепций. Согласно первой из них, построенной в духе герметизма и гностицизма, троякая структура макрокосма (сфера небесных духов, видимая вещественная природа и скрытые в недрах Земли нематериальные силы преисподней) отражена в тройственном существе человека - его телесная оболочка поддерживает динамическое равновесие между осеняющим человека вечным «светозарным» духом и его низшей, страстной природой (смертная душа, или астральное тело); мир возник путём нисходящей эманации божественного света по ступеням сефирот каббалы, которые одновременно служат ступенями возвращения души к Богу (непроявленному Абсолюту) и восхождения к бессмертию, исключающего реинкарнацию.

Напротив, в позднейшей концепции мирового процесса - эклектическом сочетании древнеиндийского умозрения и естественнонаучных представлений 19 века - содержится теория реинкарнации и кармы, которая применяется к судьбам отдельного человека, народов и даже вселенной. Как небесный пролог человеческой эволюции, так и земная её часть подчиняются закону семеричности: эволюция мира («ночи и дни Брахмы») последовательно протекает на 7 планетах, история - на 7 континентах, на каждом из которых развиваются 7 «рас»; человек состоит из 7 начал, обозначаемых санскритскими терминами: физическое тело (рупа), жизненное тело (прана), астральное тело (лингашарира), страстная душа (камарупа), ум (манас), духовная монада (буддхи) и абсолютный дух (атман).

Созданная Блаватской система претендовала на раскрытие тайного смысла всех религий и оккультных доктрин и реконструкцию единой «первозданной религии премудрости», или теософии, которая, по Блаватской, была открыта людям богами на заре детства человеческого рода и хранится в «мировом разуме», руководящем духами эпох (персонифицированными у Блаватской в символических образах «учителей», составляющих «Великую белую ложу адептов»).

Как литератор публиковала путевые очерки и мистическую прозу в русских (псевдоним Радда Бай) и в зарубежных (под различными псевдонимами) журналах.

Соч.: Collected writings. S. 1., 1950-1991. Vol. 1-16; Из пещер и дебрей Индостана. М., 1994; Теософский словарь. М., 1994; Письма. М., 1995; Письма А. П. Синнетту. М., 1997; Инструкции для учеников Внутренней Группы. М., 2000; Ключ к теософии. 3-е изд. М., 2002; Разоблаченная Изида. 3-е изд. М., 2004. Т. 1-2.

Лит.: Steiner R. Die okkulte Bewegung im neunzehnten Jahrhundert und ihre Beziehung zur Weltkultur. Dörnach, 1986; Harrison С. G. The transcendental universe. L., 1993; Johnson К. Р. The masters revealed: Madame Blavatsky and the myth of the Great White Lodge. Albany, 1994; Крэнстон С. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. 2-е изд. Рига; М., 1999. Смотри также литературу при статье Теософия.

С. В. Казачков.