Боэций Дакийский
БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ (Датский) (Boethius Dacus, de Dacia) (умер около 1280), средневековый философ, монах-доминиканец; представитель аверроизма. С середины 1260-х годов преподавал на факультете искусств (философском факультете) Парижского университета. Автор сочинений «Способы обозначения» («Modi significandi»), «О вечности мира» («De aeternitate mundi»), «О высшем благе» («De summo bono») и др., а также ряда комментариев к трактатам Аристотеля.
В творчестве Боэция Дакийского отчётливо прослеживается рационалистическая тенденция и стремление к разграничению сфер теологии и философии. Человеческий разум, по Боэцию Дакийскому, способен достичь знания о мире и естественном порядке вещей философскими методами и без помощи божественного Откровения; если учёный при этом приходит к выводам, противоречащим основным догматам христианства (таким, как личное бессмертие, Сотворение мира и так далее), он не должен согласовывать их с теологией. Религия и теология истинны в собственной сфере - в области вероучения: теолог, исходя из «сверхъестественных причин и начал» и опираясь на веру и Откровение, может отрицать те выводы, к которым приходит учёный, не прибегая при этом к рациональным методам исследования. Наука, таким образом, полностью отделяется от религии, и каждая из них функционирует автономно.
Антропология и этика Боэция Дакийского носят сугубо натуралистический характер. Высшее благо может быть достигнуто человеком уже в земной жизни - это философское познание и добродетельная жизнь, путь к которой лежит через философию: идеал человека - философ, который живёт, сообразуясь с «естественным порядком вещей», в силу чего «исполнен моральных добродетелей и никогда не грешит».
Учение Боэция Дакийского неоднократно критиковалось его современниками, а отдельные его положения вошли в список тезисов, осуждённых специальными эдиктами парижского епископа С. Тампье в 1270 и 1277 годах.
Соч.: Opera. Hauniae, 1972-1974. Vol. 1-2; Соч. М., 2001.
А. В. Апполонов.