Боэций Аниций
БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (Anicius Manlius Severinus Boethius) (около 480, Рим - около 525, Тицин, ныне Павия), римский философ, государственный деятель, христианский богослов, святой католической церкви. Происходил из знатного римского рода Анициев. Осиротев в детстве, был усыновлён Квинтом Симмахом, консулом, затем главой сената и префектом Рима. Учился предположительно в Александрии, Риме или Равенне - с 493 года столице остготского короля Теодориха Великого. Женился на дочери Симмаха. Сделал при Теодорихе блестящую карьеру: в 510 году консул, в 522 году magister officiorum - фактически первый министр королевства. К этому времени Боэций - самый известный ритор и философ Италии. В 523/524 годах по обвинению в государственной измене приговорён к тюремному заключению, затем казнён. Боэций обвинялся в том, что: 1) стремился вернуть Риму утраченную свободу; 2) пытался защитить сенаторов путём сокрытия документов, уличающих их в «оскорблении величества» Теодориха; 3) занимался магией и осквернял святыни (первые два пункта сам Боэций признал справедливыми).
Реклама
Созданное в тюрьме самое известное сочинение Боэция - «Утешение философией» («Consolatione philosophiae», русский перевод 1990) написано в характерной для латинской литературы форме сатуры и отличается большим жанровым разнообразием: стихи различных размеров сочетаются с риторически украшенной прозой. Сочинение имеет форму диалога между узником Боэцием и Философией, явившейся в темницу в виде прекрасной дамы; оно стало одним из самых популярных философских сочинений в Европе. Кроме того, Боэций - автор 5 богословских трактатов, имеющих ярко выраженный логико-философский характер; важнейший из них - «О Троице» («De Trinitate»), написанный под влиянием Августина и рассматривающий с помощью аристотелевских категорий вопрос о единстве Божественной сущности и троичности Лиц (полное название «Каким образом Троица есть единый Бог, а не три бога»). В полемическом трактате «Против Евтихия и Нестория», или «О лице и двух природах» («De persona et duabus naturis») даются определения понятий христианской догматики. Боэций перевёл на латинский язык основные логические трактаты Аристотеля, а также «Введение» Порфирия к «Категориям» Аристотеля, составил комментарии к этим сочинениям, написал ряд самостоятельных трактатов по логике и учебные руководства по всем дисциплинам квадривия (сохранились «Основы арифметики» и «Основы музыки»).
Боэций чётко различал жанры философствования, строго придерживаясь манеры изложения, языка, строя аргументации и методы, принятого для протрептика или римского «утешения», комментария, учебника или богословского исследования. Он признанный учитель католической церкви, однако в его «Утешении философией» нет ни единого намёка на христианский образ мыслей, так что одно время допускалось даже существование двух Боэциев - автора богословских трактатов и автора остальных сочинений. Боэций видел свою задачу в том, чтобы латинизировать греческую философию - Платона, Аристотеля и неоплатоников, укрепив тем самым римскую культуру и государственность перед лицом варварского завоевания. Как богослов он стремился перенести на латинскую почву тонкие различения греческого богословия (никейского и халкидонского) в учениях о Троице и об ипостаси и природах Христа.
Боэций первым разработал латинскую терминологию бытия, что требовалось для изложения тринитарных и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, а также для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Боэций различает «бытие» (esse) и «то, что есть» (id quod est), «сущность» (essentia; часто Боэций обозначает это калькой с греческого το τ? ην ε?ναι - id quod est esse). Чистое («простое») бытие, благодаря причастности которому существует всё, что существует, - это высшее благо, Бог; по формуле Боэция, «бытие и благо обратимы» (ens et bonum convertuntur). Только в Боге бытие и сущность тождественны. Самостоятельно существующие индивидуальные вещи Боэций называет субстанциями (у Аристотеля они назывались «первыми сущностями»); только они выступают носителями акциденций. Общие понятия, роды и виды (аристотелевские «вторые сущности»), которые Боэций назвал «универсалиями» (общностями, или целостностями), не существуют субстанциально, т.к. не несут акциденций. Боэций чётко формулирует трудности, связанные с решением вопроса об онтологическом статусе общих понятий, положив начало позднейшему спору между представителями реализма и номинализма: реальные ли вещи (res) универсалии или только имена (nomina)? Наконец, Боэций первым выделяет ещё один способ бытия - личный, присущий Богу, ангелам и людям; он даёт первое на Западе определение личности: «личность есть неделимая субстанция разумной природы» (persona est naturae rationalis individua substantia). В Боге, единственном и абсолютно едином, все модусы бытия совпадают. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность (aeternitas). Для обозначения бесконечного времени Боэций вводит латинский неологизм sempiternitas - «всегдашность».
Для латинского Средневековья Боэций - один из главных наставников в античной философии и логике, а также арифметике, музыке, риторике. Вплоть до 14 века он считался «summus philosophus» - «главным философом». День памяти Боэция в Западной церкви - 23 октября.
Т. Ю. Бородай.
«Основы музыки» - важнейший памятник музыкальной и философско-эстетической мысли римский античности (4 книги сохранились полностью, 5-я книга частично). Историческая заслуга Боэция состоит в том, что он ясным и доступным языком передал европейской цивилизации древнегреческое знание о музыке; никакой другой труд о музыке не переписывался в таком объёме (известно свыше 150 списков) и не толковался столь тщательно и многообразно с 9 века до начала 17 века. Основные источники Боэция - пифагорейские: Никомах (возможно, его утерянный трактат «Введение в музыку») и Птолемей; неоднозначны отношения Боэция с Аристоксеном: полемизируя с ним, Боэций использует отдельные аспекты его учения (например, классификацию видов человеческого голоса). Для истории музыки важное значение имели классификация «родов музыки» (mundana - «мировая», humana - «человеческая», Instrumentalis - «инструментальная») и особенно разделение музыкантов по роду их деятельности - на теоретиков (тех, кому «свойственна способность суждения о ладах и ритмах, о родах песнопений, о смешениях [родов], а равно и о стихах поэтов») и исполнителей (тех, кто «не только не приводят разумного основания своей деятельности, но и начисто лишены созерцательной способности»). Среди категорий музыки, детально рассмотренных Боэцием, - «музыкальные» числа и пропорции (полная латинская классификация и узус), роды интервальных систем, нотация (по Алипию), лады (в том числе фундаментальная проблема их генезиса из видов октавного консонанса).
С. Н. Лебедев.
Соч.: Migne PL. Т. 63-64; De institutione musica libri quinque / Ed. G. Friedlein. Lipsiae, 1867; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. W., 1906. Vol. 47; W., 1934. Vol. 67; The theological tractates // Ed. and translated Н. F. Stewart, Е. К. Rand. L., 1973. Camb. (Mass.), 1990; Fundamentals of music / Translated and ed. by С. Bower. New Haven, 1989; Утешение философией, и другие трактаты / Послесловие Г. Г. Майорова. 2-е изд. М.,1996; De consolatione philosophiae / Ed. С. Moreschini. Monachii, 2000.
Лит.: Courcelle Р. La Consolation de Philosophie dans la tradition littéraire: Antéсédents et postérité de Boèce. Р., 1967; Obertello L. Severino Boezio. Genova, 1974. Vol. 1-2; Boethius: His life, thought and influence / Ed. by М. Т. Gibson. Oxf., 1981; Chadwick Н. Boethius: the consolations of music, logic, theology and philosophy. Oxf., 1981; Reiss Е. Boethius. Boston, 1982; Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987; Marenbon J. Boethius. Oxf.; N. Y., 2003.