Больнов Отто Фридрих

БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (14.3.1903, Штеттин - 7.2.1991, Тюбинген), немецкий философ, теоретик педагогики. Изучал математику и физику в Гёттингене (диссертация 1925), затем в 1926-31 годах философию, психологию и педагогику в Берлине, Гёттингене и Фрайбурге. Преподавал в университете Гёттингена (1931-39), профессор университетов в Гисене (1939-45), Майнце (1946-53), Тюбингене (1953-70).

«Герменевтическая философия жизни» Больнова, идущая от В. Дильтея и воспринявшая многообразные мотивы и установки феноменологии, экзистенциальной философии, философии языка и диалогической философии, исходит из наличия сокровенного смысла жизни, прояснять и «разгадывать» который постоянно призван человек в повседневных ситуациях своего бытия: мир непрерывно обращается к человеку, что-то «говорит» ему: «жизнь - текст, подлежащий интерпретации». Лежащее в основе философско-антропологической концепции Больнова метафизическое «доверие к бытию» определяет намеченные им пути преодоления экзистенциализма, «оков экзистенциального одиночества», вырастающего из переживания «страха» и «отчаяния», характерных для человека 20 века. Обретение изначального чувства «укрытости» (Geborgenheit) человека в бытии предстаёт у Больнова как благодатный дар, который должен быть удержан человеком; «надежда» как основное начало человеческой души, в отличие от планирующего сознания, может быть понята только в горизонте непредсказуемых возможностей. Различным формам переживания («настроения») соответствуют различные структуры времени: описанному М. Хайдеггером акту экзистенциального выбора, отмеченного переживанием «гнёта» прошлого, «заботы» о будущем и «заброшенности» в настоящем, Больнов противопоставляет как бы «вневременное» переживание «счастья» и «радости» - «истинное настоящее», которое в содержательной наполненности своего мгновения вбирает в себя прошлое и будущее, когда человек чувствует себя не «заброшенным» (geworfen) в мир, но «несомым» (getragen) им.

Реклама

Больнов - один из родоначальников педагогической антропологии, в центре которой - понятие «педагогической атмосферы», доверительного эмоционального взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, причём в процессе их открытого диалогического общения воспитатель не должен исходить из некоей «цели» и «образца» и тем самым предопределять, чем человек должен стать. Больнов акцентирует значение «прерывных» (unstetige) форм воспитания, таких как «встреча», «кризис», «пробуждение» и т.п. Педагогические идеи Больнова получили международное признание (в частности, в Японии и Корее).

Соч.: Dilthey. Lpz., 1936. 4. Aufl. Schaffhausen, 1980; Das Wesen der Stimmungen. Fr./М., 1941; Existenzphilosophie. Stuttg., 1943. 8. Aufl. Stuttg. u.а., 1978; Einfache Sittlichkeit. Gött., 1947; Rilke. Stuttg., 1951; Neue Geborgenheit. Das Problem einer Überwindung des Existentialismus. Stuttg., 1955; Die Lebensphilosophie. В. u. а., 1958; Existenzphilosophie und Рädagogik. Stuttg., 1959; Mensch und Raum. Stuttg., 1963; Sprache und Erziehung. Stuttg., 1966; Philosophie der Erkenntnis. Stuttg., 1970-1975. Bd 1-2; Studien zur Hermeneutik. Freiburg; Мünch., 1982-1983. Bd 1-2; Anthropologische Рädagogik. 3. Aufl. Bern, 1983; Философия экзистенциализма. СПб., 1999; Die рädagogische Atmosphäre. Essen, 2001; Требование человечности. СПб., 2004.

Ю. Н. Попов.