Боннар Пьер

Боннар (Bonnard) ПьерБОННАР (Bonnard) Пьер (3.10.1867, Фонтен-о-Роз, близ Парижа - 23.1.1947, Ле-Канне, близ Канн), французский живописец и график. Учился в парижской Школе изящных искусств (с 1887) у В. А. Бугро, затем в академии Р. Жюлиана. Испытал влияние П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека и японской ксилографии 18-19 века. Один из основоположников группы «Наби». Изображал жанровые сцены из жизни парижан, рисовал эскизы афиш, работал как журнальный график (для «Ревю бланш», с 1891), проявил себя как мастер декоративной картины-панно в духе «современной идиллии» (трёхчастное панно «Средиземное море» для московского особняка И. А. Морозова, 1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Книжные иллюстрации Боннара (в основном цветные автолитографии - к сборнику П. Верлена «Параллельно», 1900, роману «Дафнис и Хлоя» Лонга, 1902, «Житию святой Моники» А. Воллара, 1930) и живопись на мифологические сюжеты («Начало весны», или «Маленькие фавны», 1909, Эрмитаж, и др.) близки поэтике символизма. Связанные с декоративностью позднего импрессионизма пейзажи, бытовые сцены, интерьеры и натюрморты Боннара отличаются изысканностью цветовых решений, лирической созерцательностью («Лето в Нормандии», 1912, ГМИИ; «Столовая на даче», 1913, Институт искусств, Миннеаполис; «Студия с мимозой», 1939-46, Национальный музей современного искусства, Париж; и др.). Исполнял также алтарные картины («Святой Франциск Сальский, посещающий больных», 1943-45, церковь в Асси, Верхняя Савойя). Занимался художественной фотографией.

Лит.: Dauberville J., Dauberville Н. Р. Bonnard: Catalogue raisonné de l’œuvre peint. Р., 1965-1974. Vol. 1-4; Яворская Н.В. П. Боннар. М., [1972]; Bouvet F. Р. Bonnard: L’Œuvre gravé, catalogue complet. Р., 1981; Костеневич А. Боннар и художники группы наби. СПб., 1996.      

М. Н. Соколов.