Бонтоки

БОНТОКИ, игорот (самоназвания - bontoc, igorot; буквально - горцы), один из филиппинских горных народов. Живут в Центральных Кордильерах на острове Лусон (Горная провинция), основные центры - Бонток и Сагада. Численность 57,2 тысячи человек (2005, оценка). Говорят на центрально-бонтокском (диалекты - саданга, гинаанг, байю) и на финаллиг языках (восточно-бонтокский, южно-бонтокский, диалекты - лиас, барлиг, кадаклан) центрально-кордильерской группы филиппинских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также илокано, тагальский, канканай, английский языки. Большинство сохраняет традиционные верования, около 8% - католики и протестанты.

БОНТОКИПервые попытки испанцев (привлечённых месторождениями меди и золота) подчинить бонтоки (1663-65) встретили их ожесточённое сопротивление. Лишь в середине 19 века испанцам удалось разместить гарнизон в г. Лепанто. Постепенно в бонтокских городах появляется значительное многоэтничное население. Основное традиционное занятие - ручное террасное земледелие (заливной рис, сладкий картофель-камоте, просо); разводят буйволов, свиней, кур. Из сахарного тростника и риса приготовляют алкогольные напитки. Развиты ткачество (нити скручивали из лыка ладонью на бедре; современный центры - Бонток, Самоки) и раскраска тканей (преобладает синий цвет, геометрические орнаменты), изготовление керамики (центр - поселение Самоки) - среди женщин; плетение из бамбука и ротанга, резьба по дереву и камню (столбы-комис со скульптурными навершиями, изображающими головы врагов; фигурки домашних идолов-тинагтагоа; ритуальные сосуды со скульптурными головами животных и др.), изготовление музыкальных  инструментов и оружия (боевые топоры, копья, щиты; современный центр - Токукан) - среди мужчин. Мужчины носили набедренную повязку из луба или ткани и наплечную накидку, плетёную шапочку (сукланг), женщины - короткую несшитую юбку (луфид). Девушки и юноши до брака увеличивали ушные мочки с помощью ушных втулок. Татуировка у мужчин, женщин и детей наносилась в связи с успешной охотой за головами. Жилище строилось из камня, глины, дерева, бамбука. Территориальные общины (ато) образовывали поселение или квартал (г. Бонток объединял до 17 ато) с мужским домом собраний (ато), где хранились черепа врагов, собирался совет старейшин (интугтукан) и где жили мальчики до брака. Мальчики до 7 лет проходили обрезание. Дома для девушек (олаг) служили местом встречи для молодёжи. Существовала сложная система общинного и частного землевладения; традиционное деление на ранги (кадангьян/качангьян - высший, вад-ай нгачанна - общинники, пуссилава - безземельные) ныне дополнилось категорией разбогатевших нетрадиционными способами (государственная служба, работа за границей и др.) - бакнанг (от илоканского ‘богатый’). Кадангьян владеют наследственной земельной собственностью, сакральными ожерельями (акон), гонгами и старинными китайский фарфоровыми сосудами для вина; обязаны устраивать общественные празднества типа потлача (какао), завершающиеся раздачей пищи (паопао). Межобщинные отношения регулировались охотой за головами (тумо) и системой мирных соглашений (печен). Были развиты культы духов местности (лута), предков (анито), верховного бога Кабуниана (персонифицированное небо) и его сына - культурного героя Лумауига (вероятно, родственного океанийскому Мауи).

Реклама

БОНТОКИРитуальные специалисты - инсупок (шаманки и жрецы), инчават (повивальные бабки). Фольклор: сказания о Лумауиге (оггоод), близкие по содержанию и ритуальным функциям к эпосу других горных народов Лусона; песни (салидумай) - погребальные (пагпагуй - исполнялись хором над покойником, прожившим долгую успешную жизнь; аннако - исполнялись пожилой женщиной над умершим насильственной смертью), любовные и трудовые (айегка, чайасса, кудья, мангайувенг); песни, исполняемые при ритуале заключения мира (чом-но); песни и пляски, связанные с охотой за головами: танец стариков и женщин при возвращении мужчин с охоты (балангбанг), танец воина-победителя (фалукнит); танцы ухаживания (такик, баллатанг), исполняемые во время инициации (турайан); обрядовая песня-танец вызывания дождя (сукаидан), исполняемая мужчинами высших рангов. В вокальной традиции преобладает респонсорное пение, наряду с собственно пением (включая терцовое двухголосие), используются специфические способы звукоизвлечения (шипение, свист и др.). Музыкальные инструменты - плоские гонги (гангса), составлявшие ансамбли (гангса паттунг), варганы (бамбуковый и металлический), различные виды флейт (в том числе носовая), трубчатая цитра, гуделка-ведвед (употреблялась при похоронах умерших насильственной смертью).

Культура бонтоки приобрела мировую известность благодаря фотографиям Э. Масферре и американскому фильму «Похвала бонтокам» (1991). В 20 веке распространяется общефилиппинская культура. Наряду с филиппинской административной структурой, функционируют элементы традиционной общинной организации.

Лит.: Vanoverberg М. Tales in Lepanto-Igorot as it is spoken at Bauko // Journal of East Asiatic Studies. 1951. Vol. 1. 1952. Vol. 2; Jenks А.Е. The Bontoc Igorot. N. Y., 1970; Scott W. Н. The discovery of the Igorots. Quezon City, 1982; idem. А Sagada reader. Quezon City, 1988; Masferré Е. Tribute to the Philippine Cordillera. Makati City, 1999.

М. В. Станюкович.