Бородин Александр Парфеньевич
БОРОДИН Александр Парфеньевич [28.9(10.10).1848,Санкт-Петербург - 26.3(7.4).1898], российский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Окончил Технологический институт (1870) и Институт путей сообщения (1872) в Санкт-Петербурге. До 1898 года работал на строительстве ряда железных дорог, занимаясь также освоением новых паровозов, внедрением систем водоснабжения, смазки и т.п. Бородин внёс существенный вклад в создание на железнодорожном транспорте экспериментальной базы: организовал первые в России механические и химические лаборатории для исследования качества воды, топлива и смазки (1879); на базе Киевских мастерских создал первую в мире стационарную лабораторию для испытания паровозов (1880-82) и разработал (совместно с Л. М. Леви) методику их линейных испытаний. Бородин предложил конструкцию паровой машины с двойным расширением пара, паровоз с четырьмя цилиндрами типа «компаунд», систему конденсации пара и др., а также ввёл унификацию подвижного состава и автотормозов и др. Бородин активно участвовал в работе Русского технического общества, в издании журнала «Инженер» (с 1882). Русское техническое общество учредило Золотую медаль имени Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.
Лит.: Житков С. М. Биографии инженеров путей сообщения. СПб., 1902. Вып. 3; Зензинов Н.А., Рыжак С. А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. М., 1990.
Н. А. Зензинов.