Бородин Александр Порфирьевич

БОРОДИН Александр Порфирьевич [31.10(12.11).1833, Санкт-Петербург - 15(27).2.1887, там же], российский композитор, химик-органик, общественный деятель, доктор медицины (1858). Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова (мать - петербургская мещанка А. К. Антонова), при крещении записан сыном камердинера князя - Порфирия Бородина. Получил разностороннее домашнее образование, в том числе музыкальное (играл на фортепиано, флейте, виолончели), владел несколькими языками. В 1850-1856 годах учился в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (МХА), как химик-органик специализировался у Н. Н. Зинина. В 1856-59 годах врач-ординатор 2-го военно-сухопутного госпиталя. В 1859-1862 годах находился в научной командировке в Германии и Франции. С 1862 года адъюнкт-профессор, с 1864 года ординарный профессор, с 1864 года до конца жизни заведующий кафедрой химии МХА, с 1877 года академик МХА. Основное направление исследований в области химии - органический синтез. Разработал метод получения бромзамещённых карбоновых кислот действием брома на серебряные соли кислот (1861), ныне так называемая реакция Бородина - Хунсдиккера. Получил первый фторорганический галогенангидрид - бензоилфторид (1862). Исследовал продукты конденсации альдегидов (1863-73). Открыл (1872) реакцию альдольной конденсации (одновременно с Ш. Вюрцем). Один из организаторов Женских врачебных курсов, где в 1872-85 годах читал курс химии.

Реклама

Бородин Александр ПорфирьевичУчась в МХА, много времени отдавал музыке, в том числе усиленно изучал полифонию. Музыкальные собрания в доме чиновника и музыканта-любителя И. И. Гаврушкевича (1850-60) стали для Бородина, по его словам, «серьёзной и хорошей школой», а камерное музицирование - неотъемлемой частью духовной жизни. Композиторское искусство Бородин постигал самостоятельно. В его сочинениях 1850-х - 1-й половины 1860-х годов (романсы, фортепианные пьесы, камерные ансамбли) ощущается влияние венских классиков и Ф. Мендельсона, а также русской национальной традиции, идущей от творчества М. И. Глинки и музыки городского быта. В наиболее зрелом из камерных сочинений этого периода, фортепианном квинтете до-минор (1862), впервые проступают черты национально-эпического стиля. Находясь за границей, Бородин изучал новейшую музыку - Р. Шумана (во многом благодаря своей будущей жене, пианистке Е. С. Протопоповой, с которой Бородин познакомился в 1861 году в Гейдельберге) и Р. Вагнера; лето 1862 года провёл в Италии, где играл в оркестре Пизанской оперы. По возвращении в Россию возобновил дружеские отношения с М. П. Мусоргским (познакомились в 1856). Обучение у М. А. Балакирева (познакомился с ним в 1862 году), участие в творческих собраниях Балакиревского кружка (смотри «Могучая кучка»), общение с В. В. Стасовым, А. С. Даргомыжским, Л. И. Шестаковой (сестрой Глинки) способствовали формированию музыкально-эстетических взглядов Бородина как приверженца русской национальной школы. Сочинения этого периода [1-я симфония, 1867, исполнена в 1869 году в Санкт-Петербурге в концерте Русского музыкального  общества (РМО) под управлением Балакирева; романсы «Спящая княжна» и «Песня тёмного леса», 1867-68] свидетельствуют об обретении Бородиным полной композиторской самостоятельности, знаменуют качественный скачок в развитии его творческой индивидуальности.

В 1868-69 годах впервые выступил в роли музыкального  критика: в газете «Санкт-Петербургские ведомости» были опубликованы 3 статьи Бородина о концертах РМО и Бесплатной музыкальной  школы; позднее написал статьи о Ф. Листе, с которым познакомился в 1877 году в Германии и неоднократно встречался («Мои воспоминания о Листе», 1878, не окончены; «Лист у себя дома в Веймаре», 1883), воспоминания о М. П. Мусоргском (1881). В 1869 году приступил к работе над оперой «Князь Игорь» (на сюжет «Слова о полку Игореве», либретто Бородина) и над 2-й симфонией (впоследствии В. В. Стасов назвал её «Богатырской»).

Бородин Александр ПорфирьевичБольшой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных  сочинений. Создание некоторых длилось многие годы; так, над 2-й симфонией композитор работал 7 лет (завершена в 1876 году, впервые исполнена в 1877 году в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника), над оперой «Князь Игорь» - 18 лет (не окончена). Последнее десятилетие жизни Бородина отмечено ростом его известности как композитора в России и за рубежом (в 1880 году в Баден-Бадене впервые за рубежом состоялось публичное исполнение его произведения -1-й симфонии). В 1878-81 годах он работал над симфонической картиной «В Средней Азии», романсами, в 1886 году начал сочинять 3-ю симфонию. Во время поездок за границу сблизился с немецкими, французскими и бельгийскими музыкантами; высоко ценил его сочинения Ф. Лист; для пропаганды творчества Бородина много сделали бельгийцы - дирижёр Т. Жадуль (ему Бородин посвятил фортепианное скерцо ми-бемоль-мажор, 1885), пианистка и меценатка Л. де Мерси-Аржанто. Бородин умер скоропостижно от сердечного приступа во время масленичного маскарада в МХА.

Мировоззрение Бородина отличалось редкой цельностью, гармоничностью, для его творчества характерны мудрая уравновешенность, рационализм, ясность мысли, стремление к научно-художественному осмыслению жизни. Центральное место в музыке Бородина занимают образы отечественной истории и культуры. Русский эпос - важный ориентир его творчества, повлиявший на выбор сюжетов, трактовку жанров и принципы композиторского мышления. Самобытная музыкальная  драматургия Бородина основана на принципе сопоставления контрастных образов, неспешном развёртывании тематического материала, длительном пребывании в одном эмоциональном состоянии. Бородин первым воплотил принципы эпической драматургии в симфоническом жанре. Примерно в одно время с П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым создал первые образцы русской классической симфонии.

Опера «Князь Игорь» объединяет черты эпической оперы и исторической народной музыкальной  драмы. Центральная идея, утверждающая незыблемые духовные ценности русского народа, близка опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Изучив образцы народного музыкально-поэтического искусства, Бородин воспроизвёл в опере устойчивые фольклорные признаки обобщённо, не прибегая к цитированию. Хрестоматийные образцы стиля оперы и всего творчества Бородина (для него характерны простая рельефная «квазинародная» мелодика, строго контролируемое употребление хроматики и модальных ладов, ясно очерченная форма, приоритет вариационного развития над симфоническим) - Плач Ярославны, Ария Игоря, Половецкие пляски. Сочетание русского и условно «восточного» элементов (также идущее от Глинки) придало новизну и своеобразие гармоническому и оркестровому письму Бородина, предвосхитившему достижения западноевропейских импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равеля). Лирическая сторона его дарования наиболее полно раскрылась в камерном творчестве - камерно-вокальных сочинениях и инструментальных ансамблях. Два струнных квартета (ля-мажор, 1874-79, и ре-мажор, 1881) - классические образцы русского квартета. Камерно-вокальное наследие Бородина невелико по объёму (около 15 романсов и песен), но охватывает и оригинально преломляет все важнейшие жанры того времени; среди сочинений: баллада «Море» (на собственные слова, 1870), комедийная бытовая сценка «Спесь» (слова А. К. Толстого, 1884-85), лирический романс «Отравой полны мои песни» (слова Г. Гейне, 1868), «русская песня» «У людей-то в дому» (слова Н. А. Некрасова, 1881), элегия «Для берегов отчизны дальной» (слова А. С. Пушкина, 1881; написана под впечатлением от смерти М. П. Мусоргского). Бородин ввёл в романс эстетизированные образы русского эпоса («Спящая княжна», «Песня тёмного леса»).

Опера «Князь Игорь» дописана и оркестрована по авторским эскизам Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (премьера состоялась 23.10.1890 в Мариинском театре, в этой редакции опера шла около 100 лет). Глазунов записал по памяти и оркестровал 2 части 3-й симфонии. В 20 веке были предприняты новые попытки реконструкции оперы (П. А. Ламм; в редакции Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашева поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993 - в Генуе и Москве).

Соч.: Письма. Полн. собр. / Под редакцией С. А. Дианина. М.; Л., 1928-1950. Вып. 1-4; Критические статьи / Сост. и вступ. ст. Вл. Протопопова. 2-е изд. М., 1982.

Лит.: Браудо Е. А. П. Бородин. Его жизнь и творчество. П., 1922; Стасов В. В. А. П. Бородин // Стасов В. В. Избр. сочинение М., 1952. Т. 3; Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы. М., 1955; Соловцова Л. А. Камерно-инструментальная музыка А. П. Бородина. М., 1956; Сохор А. Н. А. П. Бородин. М.; Л., 1965; А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. М., 1985; Левашев Е. О загадках оперы Бородина и «Слова о полку Игореве» // Музыкальная жизнь. 1985. №13-15; Зорина А. А. П. Бородин. М., 1988.

Е. Б. Воробьёва.