Бортовой вычислительный ком­плекс

БОРТОВОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих автоматизацию информационных и управляющих процессов на борту объекта в режиме реального времени. Размещается на ЛА (космических кораблях, самолётах, вертолётах), а также на морских судах, наземных (военных, железнодорожных и др.) транспортных средствах с целью регулирования работы двигателей, обработки сигналов радиолокационной станции, решения задач навигации, выведения объекта на цель, контроля и управления работой бортовой аппаратуры, организации сеансов связи и др.

Первые в СССР бортовые вычислительные комплексы, реализуемые с применением дискретных компонентов, появились в начале 1960-х годов на ЛА и заменили аналоговые вычислители. В бортовых вычислительных комплексах второго поколения (середина 1970-х годов) применялись интегральные схемы, элементы совмещения операций, но структура оставалась детерминированной и трудномодернизируемой. Интегральные схемы позволили повысить быстродействие бортовых вычислительных комплексов в сотни раз при одновременном снижении в десятки раз энергопотребления и массы. Для бортовых вычислительных комплексов третьего поколения (начало 1980-х годов) разработаны иерархическая память, модульная организация архитектуры, механизмы защиты информации от несанкционированного доступа. Совершенствование микропроцессоров в конце 1980-х - начале 1990-х годов позволило поднять в десятки раз быстродействие бортовых ЭВМ.

Реклама

Современный бортовой вычислительный комплекс (конец 1990-х годов) представляет собой сетевую структуру с многомашинной и многоуровневой организацией обработки данных и вычислений. Состоит из центральной ЭВМ, предназначенной для комплексного управления бортовыми системами, взаимодействия с экипажем, и терминальных ЭВМ, которые служат для получения, обработки и выдачи информации от датчиков и аппаратуры. Центральная ЭВМ, помимо стандартных блоков и программного обеспечения, включает операционную систему реального времени, программы тестового контроля аппаратуры, навигации, решения боевых задач, графические изображения, индикации, управления движением объекта и др. Такая структура обеспечивает как сопряжение и обмен информацией ЭВМ с бортовой аппаратурой, так и взаимодействие машин между собой. Архитектура бортового вычислительного комплекса позволяет создавать различные конфигурации многомашинных комплексов заданной производительности и надёжности, проводить замену отказавших блоков и устройств без прерывания вычислительного процесса. Бортовой вычислительный комплекс должен соответствовать определённым требованиям: по ограничению массогабаритных характеристик, потребляемой мощности, повышенной надёжности функционирования, устойчивости к широкому диапазону внешних воздействий (механических, климатических, радиационных и др.).

Архитектура пятого поколения бортового вычислительного комплекса ещё окончательно не определена. Предполагается наличие в структуре унифицированных интерфейсов, модулей интеллектуальных процессоров, способных к адаптации и обучению, а также развитых операционных систем и технических средств поддержки программ.

Лит.: Микрин Е.А. Бортовые комплексы управления космическими аппаратами и проектирование их программного обеспечения. М., 2003; Бранец В., Самитов Р. Бортовые компьютеры в пилотируемой космонавтике // Авиапанорама. 2003. №2.       

В. В. Шилов.