Бортнянский Дмитрий Степанович

Бортнянский Дмитрий Степанович БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович [1751, Глухов - 28.9(10.10).1825, Санкт-Петербург], российский композитор, дирижёр, певец. Его отец, казак, служил гетману К. Г. Разумовскому. С 6 лет обучался в Певческой школе города Глухов, в 1758 году взят «малым певчим» в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, где наряду с пением и музыкальной  теорией (предположительно под руководством М. Ф. Полторацкого, Г. Ф. Раупаха, Й. Штарцера) обучался актёрскому искусству (у И. А. Дмитревского). Бортнянский был благосклонно принят при дворе, участвовал в придворном музицировании, в 1764 году выступил в главной роли в опере «Альцеста» Раупаха (русское либретто А. П. Сумарокова). С 1765 года занимался композицией под руководством прибывшего в Санкт-Петербург Б. Галуппи. В 1768 году отправлен совершенствоваться в Италию, там продолжал учиться у Галуппи, написал 3 оперы-сериа - «Креонт» (1776 год), «Алкид» (1778 год; обе поставлены в Венеции), «Квинт Фабий» (1779 год, поставлена в Модене). Вернувшись в Санкт-Петербург в 1779 году, преподнёс императрице Екатерине II свои итальянские сочинения и получил должность капельмейстера Придворной капеллы. 1780-е - 1-я половина 1790-х годов - время расцвета хорового творчества Бортнянского. В этот период он создал большую часть (свыше 30) своих хоровых концертов. В 1784 - середине 1790-х годов Бортнянский был также капельмейстером «малого двора» в Павловске и Гатчине, сочинял камерную инструментальную музыку, устраивал концерты. Был учителем музыки великой княгини Марии Фёдоровны, написал для неё альбом пьес (сохранилось 3 сонаты для клавесина). Среди сочинений тех лет: Квинтет для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели (1787 год); Концертная симфония для клавиоргана (fortepiano organisé), 2 скрипок, арфы, виолы да гамба, фагота и виолончели (1790 год); песни и романсы (на французском языке; опубликованы в 1793 году). В 1786-87 годах написал 3 оперы, ориентированные на стиль французской комической оперы: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник» (поставлены в Павловске и Гатчине при непосредственном участии автора). С середины 1790-х годов уделял много внимания общественной деятельности, посещал собрания петербургского Музыкального клуба (его членами были Д. И. Фонвизин, А. С. Строганов, Дмитревский). Предположительно состоял в масонской ложе: написал гимн на стихи М. М. Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе», которым сопровождались торжественные масонские ритуалы. В 1796 году, с воцарением Павла I, назначен «директором вокальной музыки» и управляющим Придворной певческой капеллы (оставался на этом посту до 1825 года). С 1806 года действительный статский советник. Среди поздних сочинений: 2 литургии («Простое пение», 1814 год, и «Обедня», 1815 год), патриотическая песня «Певец во стане русских воинов» на текст В. А. Жуковского (опубликован в 1813 году), духовные гимны.

Реклама

Бортнянский вошёл в историю, прежде всего, как автор хоровых концертов (35 четырёхголосных и 10 для двух хоров), самый известный из которых - «Векую прискорбна еси» (№33). Он в совершенстве владел всеми светскими и духовными жанрами и музыкальными  формами (в том числе полифоническими) своего времени. Галантная и изящная инструментальная музыка Бортнянского ориентирована на модели западноевропейского классицизма. В вокальных сочинениях Бортнянского присущие русской музыке конца 18 века черты сентиментальности и пасторальности сочетаются с мелодическими интонациями, восходящими к украинской городской песне.

Лит.: Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Л., 1979; Kuzma М. Bortniansky à la Bortniansky //Journal of Musicology. 1996. Vol. 14. №2; Музыкальный Петербург. XVIII век. СПб., 2000. Т. 1.