Босх Иероним

БОСХ (Bosch) Иероним (Хиеронимус) (собственно Иероним ван Акен, van Aeken) (около 1450, Хертогенбос - до 9.8.1516, там же), нидерландский живописец. Обучался в семье (его отец, два дяди и брат были живописцами); предки его были выходцами из г. Ахен. Работал в родном городе (‘s Hertogenbosch; отсюда прозвище художника).

Босх ИеронимБосх не датировал своих произведений; их хронологию выстраивают на основании стилистического анализа. К раннему периоду (примерно 1475-80-е годы) относят «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе - Прадо, Мадрид), своего рода морализирующие притчи о смысле жизни. Иронически-жанровое изображение знахарской операции (удаление «камня глупости» из головы деревенского простака) символизирует, скорее всего, магико-мистическое, алхимическое преобразование человеческой природы. Здесь впервые у Босха появляется написанный с необычайной живописной свежестью далёкий панорамный пейзаж. Картина «Семь смертных грехов» изначально, как полагают, представляла собой крышку стола; в сложной композиции контрастно сведены великое и малое, сатирические сценки в семи секторах центрального круга обрамляют изображение Христа (помещённое как бы в зрачок всевидящего ока) и включены, таким образом, в космически-всеохватную систему (Смерть, Страшный суд, Ад, Рай).

Реклама

К зрелому периоду творчества (1485-1510 либо 1490-1500) принадлежит алтарный образ «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (Государственный музей, Берлин); картина словно передаёт тона звучащего Божественного слова, чему способствует редкий по красоте пейзаж с морским заливом. Однако здесь, среди умиротворённой природы, уже появляется характерный для Босха мотив фантасмагорического чудовища - полуптица-полунасекомое с человеческой головой, напоминающее тех многочисленных монстров, которые заполоняют его знаменитые картины зрелого периода. В основном это монументальные алтарные триптихи: «Страшный Суд» (Галерея Академии Художеств, Вена), «Искушение святого Антония» (Национальный музей старинного искусства, Лиссабон), «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» (оба - Прадо). Наряду с традиционными религиозными сюжетами на створках, в главных частях триптихов появляются фантастически-гротескные образы. Эпизоды, полные красоты и поэзии, соседствуют со сценами насилия, жестокости и порока, а фигуры людей перемежаются с гигантскими растительно-архитектурными формами и образами, искусно составленными из частей животных, растений, минералов и рукотворных предметов. Пессимизмом проникнута картина Босха «Корабль дураков» (около 1494, Лувр, Париж): человеческое сообщество представлено в ней как скопище людей, плывущих неведомо куда по житейскому морю.

Босх ИеронимОсобенно сложен для смысловой интерпретации триптих «Сад земных наслаждений» (около 1504). В его центральной части изображено некое мистическое чистилище плоти и духа, загадочный «Сад Любви», занимающий срединное положение между Раем на левой створке и Адом на правой; красочная пестрота, манерность, свойственные придворным шпалерам, преобразуются благодаря плавному спиралевидному ритму в некое вольное парение духа, с птичьего полёта созерцающего «услады плоти» земной жизни. Живописное мастерство достигает в зрелых работах Босха удивительной силы: краски то нежно вибрируют, то пылают огнём, то сияют мерцающим, зыбким светом.

Картины позднего периода несхожи по своему мироощущению. Наиболее гармоническим по цветовому и композиционные строю является алтарный триптих «Поклонение волхвов» (около 1510, Прадо); ни хитросплетения замысловатой символики, ни отдельные зловещие детали не заслоняют общей благочестивой умиротворённости этого произведение Босха, наиболее близкого творчеству Я. ван Эйка. Сильные цветовые акценты одежд сочетаются с голубовато-зелёными тонами далёкого пейзажа. Созерцательное спокойствие царит и в позднем, значительно меньшем по масштабу «Искушении святого Антония» (Прадо). Очевидно, последней работой Босха является «Несение креста» (1515-16, Музей изящных искусств, Гент), полное отчаяния и страха перед безумной действительностью. Фигуры Христа и святой Вероники почти теряются среди безобразных масок-лиц окружающей толпы; колорит в отдельных своих акцентах достигает предельной воздушной лёгкости, переливчатыми сполохами надежды оживляя мрачное торжество зла.

Босх ИеронимТворчество Босха до сих пор является предметом различных истолкований; для его понимания учёные обращаются к фольклору, астрологии и алхимии, эсхатологическим учениям того времени, мотивам средневековых бестиариев и театральных мистерий, даже к психоанализу. Порождённое кризисным временем, когда претерпевала крах вся система средневековых ценностей, возникали новые научные концепции мироздания, загадочное искусство мастера причудливо соединяло «осень Средневековья» с чертами Возрождения. Последние ощутимы и в общем панорамном охвате прекрасного мироздания, и в жизненности народных типажей, и в том центральном положении, которое занимает у Босха пытливая человеческая мысль, для искушения которой и сооружены все эти пугающе-прельстительные лабиринты.

Творческое наследие Босха сыграло важную роль в развитии нидерландской жанровой и пейзажной живописи; оно повлияло на искусство П. Брейгеля Старшего. В наше время Босха часто рассматривают как далёкого предтечу сюрреализма.

Лит.: Фомин Г. И. Босх. М., 1974; Вах D. Н. Bosch: his picture-writing deciphered. Rotterdam, 1979; Gerlach Р. J. Bosch: opstellen over leven en werk. ‘s-Gravenhage, 1988; Gibson W. Н. Bosch and the vision of Hell in the late Middle Ages. Tokyo, 1990; Тольнаи Ш. де. И. Босх. М., 1992; Бальдас Л. фон. И. Босх. М., 1996; Larsen Е. Н. Bosch: Саtalogo completo. Firenze, 1998; Марийниссен Р. И. Босх. М., 1998.

Л. С. Алёшина.