Ботокуды

Ботокуды БОТОКУДЫ (от ботоке - ушная или губная втулка; амбарес, гуаймурес, устаревший - айморес), группа индейских народов на востоке Бразилии (штаты Байя, Минас-Жерайс, Мату-Гросу, Сан-Паулу и Парана). Включают гверен (самоназвание - борун; 4-5 тысяч человек - 2005, оценка), кренак (самоназвание; 100 человек) и вымерших бакуен, крекмун, накнанук и др. Языки, возможно, относились к же языкам; на языке кренак говорят около 10 человек, остальные ботокуды перешли на португальский язык. Сохраняют традиционные верования.

Возможно, были знакомы с земледелием со 2-го тысячелетия до нашей эры (находки кукурузы в пещерных стоянках в штате Минас-Жерайс). В ходе экспансии народов тупи в 1-2-м тысячелетии нашей эры и затем европейской колонизации оттеснены в неблагоприятные для земледелия горнолесные районы. В 17-18 веках занимались охотой и собирательством, в 1-й половине 19 века практиковали подсечно-огневое земледелие (маниок, кукуруза, батат, фасоль, банан). Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов и саванн Южной Америки. Жилище - овальная хижина из листьев, при перекочёвках - ветровой заслон. Женщины не имели одежды, мужчины носили пояс, во время танцев - головной убор из перьев, раскрашивали тело в чёрный и красный цвет. Большие семьи объединялись в бродячие общины по 50-200 человек во главе со старейшинами. Для старейшин и искусных охотников была характерна сороральная полигиния. Мифология типична для индейцев юга и востока Бразилии (сюжеты о похищении огня и воды, о женщине-ягуаре, об отделении неба от земли; представления о небесных духах - посредниках между шаманами и небесным божеством, сопровождающих душу умершего на небо, и др.). В ходе колонизации к началу 20 века были частично истреблены и ассимилированы. Потомки ботокуды, сохраняющие память о своём происхождении, живут вблизи постов Национального индейского фонда Бразилии, по культуре не отличаются от бразильских метисов-кабокло. С конца 20 века делаются попытки возрождения языка, танцев и др.

Реклама

Лит.: Манизер Г. Г. Ботокуды (борун) по наблюдениям во время пребывания среди них в 1915 г. // Ежегодник Русского антропологического общества при Императорском Петроградском университете. П., 1916; Nimuendaju С. Social organization and beliefs of the Botocudo of Eastern Brazil // Southwestern Journal of Anthropology. 1946. Vol. 2. № 1; Marcato S. de Almeida. А repressäо contra os Botocudos de Minas Gerais // Boletim do Museo do Indio. 1979. № 1.

Ю. Е. Берёзкин.