Боттичелли Сандро

БОТТИЧЕЛЛИ (Botticelli) Сандро (собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (около 1445, Флоренция - похоронен 17.5. 1510, там же), итальянский живописец и рисовальщик эпохи Раннего Возрождения. Учился у Фра Филиппо Липпи (1465-1467 годы), испытал его влияние, также А. дель Поллайоло; возможно, посещал мастерскую А. дель Верроккьо (1467-1468 годы).С 1470-х годов работал во Флоренции при дворе Лоренцо Медичи; принадлежал к флорентийской школе. Ранним произведениям Боттичелли свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая моделировка формы, элегическая интонация («Святой Себастьян», около 1473-74 годов, Государственный музей, Берлин). Первая из дошедших до нас многофигурных композиций Боттичелли - «Поклонение волхвов» (1475-78 годы, галерея Уффици, Флоренция) - отмечена строгим композиционным равновесием, продуманностью красочной гаммы; она включает портреты членов семьи Медичи и предполагаемый автопортрет художника. Наряду с Антонелло да Мессиной и Джованни Беллини Боттичелли становится одним из лучших портретистов итальянского кватроченто; его станковые портреты отмечены остротой характеристики, поисками тонких нюансов внутреннего состояния модели: «Человек с медалью» (около 1473-1474 годов, Уффици), портрет Джулиано Медичи (около 1478 года, Национальная галерея, Вашингтон, и другие музеи), женские портреты.

Реклама

С. Боттичелли. «Мистическое Рождество». Около 1501 года. Национальная галерея (Лондон).Сблизившись с кругом флорентийских гуманистов, Боттичелли с конца 1470-х годов обращается к античной мифологии; в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утончённости, чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и одновременно поэтической одухотворённостью. По заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи Боттичелли создаёт свои самые известные картины: «Весна» (1477-78 годы) с её сложной аллегорической программой, вдохновлённой, вероятно, поэзией А. Полициано; «Паллада и кентавр» (около 1483 года, обе - Уффици, Флоренция), «Венера и Марс» (около 1485 года, Национальная галерея, Лондон), «Рождение Венеры» (около 1484-85 годов, Уффици); образ Венеры у Боттичелли трактован в духе флорентийского неоплатонизма. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, бестелесность холодных, прозрачных или эмалево-насыщенных красок сообщают его композициям оттенок изысканной декоративности, создают атмосферу мечтательности и светлой грусти.

В выполненных Боттичелли в 1481-82 годах трёх настенных фресках в Сикстинской капелле в Ватикане («Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона») величественная гармония пейзажа и архитектуры сочетается с преувеличенной эмоциональностью движений и жестов. По возвращении во Флоренцию Боттичелли создаёт ряд религиозных картин («Мадонна дель Магнификат», около 1485 года, «Мадонна с гранатом», 1487 год, обе в форме тондо; Уффици). В рисунках к «Божественной комедии» Данте (около 1492-97 годов, Государственные музеи, Берлин, и Ватиканская библиотека) Боттичелли отказывается от штриховки и светотеневой разработки формы и ограничивается чистой линией, посредством которой создаёт экспрессивные образы, часто повторяя фигуры беседующих Данте и Беатриче, заключённые в круг.

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, порывает с кружком Медичи и отказывается от античных сюжетов. В его искусстве появляются ноты драматизма и религиозной экзальтации, резкость движений, изломанность линий, напряжённая интенсивность цвета («Алтарь Сан-Барнаба», около 1490 года, Уффици). В некоторых работах (два варианта «Оплакивания» - около 1492 года, Старая пинакотека, Мюнхен, и около 1495 года, Музей Польди-Пеццоли, Милан) обнаруживается влияние нидерландской живописи (Рогира ван дер Вейдена). Зашифрованные аллегорические композиции «Клевета» (по описанию Лукианом несохранившейся картины древнегреческого живописца Апеллеса; около 1495 года, Уффици) и «Покинутая» (около 1495 года, галерея Паллавичини, Рим) уже свидетельствуют о глубоком внутреннем кризисе художника. Поздняя картина Боттичелли «Мистическое Рождество» (около 1501 года, Национальная галерея, Лондон) проникнута глубоким религиозным чувством и посвящена памяти казнённого Савонаролы. Столь же намеренно архаичен «готизирующий» стиль цикла его картин «Чудеса святого Зиновия» (1500-05 годы, Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Национальная галерея, Лондон). В «Мистическом Распятии» (Художественный музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс) Боттичелли помещает сцену на фоне Флоренции, охваченной страшной бурей. В последние годы жизни мастер практически перестал работать. 

Одинокий интерпретатор идей флорентийского неоплатонизма, Боттичелли не имел последователей и надолго был забыт. Интерес к его творчеству возродился в конце 19 века в среде прерафаэлитов и английских художников эпохи модерна.

рождение Венеры

Лит.: Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. М., 1962; Смирнова И. А. Боттичелли. М., 1967; Кустодиева Т. С. Боттичелли. М., 1977; Дунаев Г. С. С. Боттичелли. М., 1977; Lightbown R. W. S. Botticelli: life and work. L., 1989; Caneva С. Botticelli: Catalogo complete dei dipinti. Firenza, 1990; Togner М. S. Botticelli. Brno, 1994.