Бовуар Симона

Бовуар (Beauvoir) СимонаБОВУАР (Beauvoir) Симона де (9.1.1908, Париж - 14.4.1986, там же), французская писательница, философ-экзистенциалист, эссеист, теоретик и практик феминизма. Образование получила в Высшей нормальной школе (1928-29 годы) и Сорбонне (1926-29 годы). Преподавала философию в лицеях Марселя, Руана (1931-37 годы) и Парижа (1938-43 годы). В 1929 году познакомилась с Ж. П. Сартром, свободный союз с которым продолжался практически до его смерти. Этот союз был драматичным, но насыщенным интенсивным творческим взаимодействием. Вместе они в 1945 году основали, а затем издавали журнал «Les Temps Modernes», участвовали в движении «Новых левых», находились в центре политических и философских дискуссий.

Бовуар относится к тому типу интеллектуалов, которые стремятся к единству своих философских идей и творческих принципов, с одной стороны, и поступков и образа жизни - с другой.

Её художественные и публицистические сочинения проникнуты духом философии экзистенциализма. Подлинному (свободному) существованию человека она противопоставляет неподлинное бытие: для мужчин - это жизнь «машины для делания карьеры» (например, образ Мориса в повести «Сломленная» - «La Femme rompue», 1968 год, русский перевод – 1992 год), для женщин - домашнее рабство в условиях общества потребления. Её антигероиня, жертвующая своей независимостью во имя слепой привязанности, многолика. Это Элизабет в романе «Гостья» («L’Invitéе», 1943 год); Дениз в романе «Чужая кровь» («Le Sang des autres», 1945 год); Доминика в повести «Прелестные картинки» («Les Belles images», 1966 год; русский перевод – 1968 год). В романе «Мандарины» («Les Mandarins», 1954 год; Гонкуровская премия, 1954 год) объектом критического анализа Бовуар является среда французских интеллектуалов, которые пытаются совместить политический активизм и элитарность.

Реклама

Мемуарные и автобиографические произведения Бовуар также подчинены её философскому кредо. Задача писателя, согласно Бовуар, - анализировать собственные поступки в ситуациях выбора и тем самым помогать человечеству в искусстве жизни. Отсюда детальность описаний разных этапов её жизни: о детских годах и юности в книге «Воспоминания благовоспитанной девицы» («Мémoires d’une jeune fille rangéе», 1958 год, русский перевод – 2004 год); о периоде зрелости - «Сила зрелости» («La Force de l’âge», 1960 год) и «Сила обстоятельств» («La Force de choses», 1963 год). К этому циклу примыкают: повествование о смерти её матери - «Очень лёгкая смерть» («Une Mort très douce», 1964 год, русский перевод – 1968 год); записи о разговорах с Ж. П. Сартром и его последних годах «Церемония прощания» («La Сérémonie des adieux, suivi de Entretiens avec Jean-Paul Sartre», 1981 год), а также эссе «Старость» («La Vieillesse», 1970 год). Особое место в этом ряду занимают письма Бовуар к американскому писателю Н. Олгрену (1909-1981), содержащие колоритную картину повседневной жизни Европы в 1947-64 годах.

Наиболее известное сочинение Бовуар - феминистский трактат о положении женщин «Второй пол» («Le Deuxième sexe», 1949 год), переведённый более чем на 30 языков мира. В нём Бовуар развивает свой знаменитый тезис: «Женщиной не рождаются, ею становятся», который подчёркивает, что человек формируется «под воздействием всех сторон цивилизации». На значительном фактическом материале в книге показывается формирование стереотипного представления о женщине как природном существе, предназначенном исключительно для продолжения рода («миф о вечной женственности»), и порождённое этим представлением отчуждение женщины от общества. При этом женщина воспринимается как имманентность, то есть как существо, не способное выходить за границы собственного «я», в отличие от мужчины, который воплощает собой трансцендентность. Хотя данный порядок, закрепившийся в литературе, искусстве и разделении труда, кажется вечным, Бовуар ставит задачу его преодоления. Бовуар не ограничивалась теоретическим обоснованием борьбы за равенство полов. Будучи президентом Лиги за права женщин (с 1974 года), она вела большую работу в области репродуктивных прав женщин, поддержки жертв домашнего насилия, выступала со своими идеями в печати.

Соч.: Pour une morale de l’ambiguité. Р., 1947; Нужно ли сжечь маркиза де Сада? // Очень легкая смерть. М., 1992; Второй пол: В 2 т. / Общая редакция и вступ. ст. С. Айвазовой. М.; СПб., 1997; Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Олгрену. М., 2003.

Лит.: Bair D.S. de Beauvoir: а biography. N. Y., 1990; Полторацкая Н. И. Большое приключение благовоспитанной девицы. Книги воспоминаний С. де Бовуар. СПб., 1992; Французская литература 1945-1990 / Под редакцией Н. И. Балашова. М., 1995; Vintges К. Philosophy as passion: in the thinking of S. de Beauvoir. Bloomington, 1996; Rétif F. S. S. de Beauvoir: l’autre en miroir. Р., 1998; Уолцер М. Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия XX век М., 1999. Главный 8; The Cambridge companion to Simone de Beauvoir. Camb., 2003.

Т. В. Барчунова.