Брамм Отто

БРАМ (Brahm) (псевдоним; настоящая фамилия Абраамсон, Abrahamsohn) Отто (5.2.1856, Гамбург - 28.11.1912, Берлин), немецкий режиссёр, театральный деятель, критик. Изучал литературу и философию в университетах Берлина, Гейдельберга и Страсбурга. С 1879 года выступал как литературный и театральный критик. В 1889 году возглавил литературно-театральное объединение «Свободная сцена» в Берлине (по образцу «Свободного театра» А. Антуана в Париже), познакомившее немецкого зрителя с драматургией Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, Л. Н. Толстого («Власть тьмы») и др. Манифестом театра Брама (существовал до 1893 года) стала постановка драмы Гауптмана «Перед восходом солнца» (1889 год). Творческие принципы театра - детально точное воссоздание реальности, акцентирование социальных проблем эпохи - сформулированы в журнале «Современной жизни - свободная сцена» (Брам - главный редактор в 1889-90-е годы). В 1894-1904 годах возглавлял «Немецкий театр», где ставил в основном современные пьесы: «Ткачи» (1894 год), «Потонувший колокол» и «Одинокие» (обе 1896 года), «Роза Бернд» (1903 год) Гауптмана; «Нора» и «Привидения» (сезон 1894/95 годов), «Дикая утка» (сезон 1896/97 годов), «Гедда Габлер» (сезон 1897/98 годов), «Враг народа» (сезон 1900/01 годов) Ибсена; «Зелёный попугай» и «Парацельс» (обе 1899 года), «Мгновения жизни» (1902 год), «Покрывало Беатрисы» (1903 год) А. Шницлера, а также пьесы Э. Ростана, М. Метерлинка, Г. фон Гофмансталя. Обращаясь к классике, интерпретировал её в духе современности. Под руководством Брама в «Немецком театре» сложился актёрский ансамбль, эстетические принципы которого - отказ от патетики и декламации, психологическая достоверность сценического существования - знаменовали рождение в Германии актёра нового типа. В постановках Брама играли крупнейшие актёры Германии: А. Бассерман, Й. Кайнц, Р. Риттнер, Э. фон Винтерштайн, начинал творческую деятельность М. Рейнхардт. В 1904-12 годах Брам возглавлял берлинский «Лессинг-театер». Рамки натурализма отчасти ограничивали художественный кругозор Брама, но его театральная практика стала важным этапом в истории формирования немецкого сценического реализма. Автор ряда работ по истории немецкой драмы и театра.

Реклама

Соч.: Kritische Schriften über Drama und Theater. В., 1913-1915. Bd 1-2; Theater. Dramatiker. Schauspieler. В., 1961.

Лит.: Liljeberg М. О. Brahm. Versuch einer kulturhistorischen Monographie. В., 1980; Макарова Г. В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX в. М., 1992.

И. В. Холмогорова.