Брекер Арно

Брекер (Breker) АрноБРЕКЕР (Breker) Арно (19.7.1900, Эльберфельд - 13.2.1991, Дюссельдорф), немецкий скульптор, график и архитектор. Вместе с братом, скульптором Хансом Брекером (1906-93), учился у отца-каменотёса, затем в дюссельдорфской Академии Художеств (1920-25) у Х. Нетцера и В. Крейса. В 1927-33 годах работал в Париже; испытал влияние О. Родена, был дружен с К. Брынкуши, Э. А. Бурделем, А. Майолем, Ж. Кокто и др. В 1933 году посетил Италию, где изучал античную скульптуру и творчество Микеланджело. Автор памятников (в том числе: В. К. Рентгену в Ремшайде, 1930; Г. Гейне, эскиз 1932, осуществлён в 1982 в Дюссельдорфе). В 1936 году исполнил статуи для Олимпийского стадиона в Берлине. Одна из главных фигур Третьего рейха искусства, Брекер в 1938-45 годах выполнял заказы по созданию монументальной скульптуры для Рейхсканцелярии, рельефы Триумфальной арки в Берлине, отмеченные барочной динамикой (высота 10 м, длина 240 м; в сотрудничестве с архитектором А. Шпеером), и др., портреты нацистских вождей и деятелей немецкого и французского искусства, также работы на мифологические и религиозные темы (бронза, мрамор). В 1940 году избран членом Прусской Академии Художеств; преподавал в Художественном институте в Берлине (1937-1945). Большая часть произведений Брекера до 1945 года утрачена. После 2-й мировой войны работал как архитектор над восстановлением разрушенных немецких городов; с 1960 года жил в Париже. С 1976 года работал над Олимпийским циклом, создавая идеализированные образы атлетов; выполнил статую Александра Великого (1981-82, собрание П. Людвига, Ахен). В творчестве Брекера соединились неоклассические и неоромантичные тенденции. В 1985 году в Кёльне открыт Музей Брекера.

Соч.: Hitler et moi. Р., 1970; Schriften. Bonn; Р., 1983.

Лит.: Hommage à А. Breker. Р.; Bonn, 1975; Noël В. А. Breker et l’art officiel. Р., 1981; Probst V.G. А. Breker. Р., 1981; Fuchs Е., Probst V. G. А. Breker: der Prophet des Schönen. Skulpturen aus den Jahren 1920-1982. Мünch., 1982; Zavrel В.J. А. Breker: his art and life. N. Y., 1985.

А. М. Муратов.