Брехт Бертольт

Брехт (Brecht) БертольтБРЕХТ (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург - 14.8.1956, Берлин), немецкий драматург, поэт, теоретик театра. Родился в семье коммерсанта. Изучал медицину и естественные науки в Мюнхенском университете (1917-21). В 1918 году служил санитаром в военном госпитале. В 1924 году переехал в Берлин, где сблизился с драматургами и режиссёрами А. Бронненом, А. Дёблином, Э. Пискатором, М. Рейнхардтом; сотрудничал с «Немецким театром». С конца 1920-х годов участник коммунистического движения. В 1933 году был вынужден покинуть Германию, жил в Швейцарии, Дании, Швеции и других странах Европы, в 1941-47 годах - в США. В 1949 году вернулся в Восточный Берлин.

С 1914 года Брехт публиковал в периодике стихи, театральные рецензии. Ранние пьесы Брехта, написанные под влиянием А. Стриндберга, Ф. Ведекинда, - «Ваал» («Baal», 1918, опубликована и поставлена в 1923), «Барабаны в ночи» («Trommeln in der Nacht», 1919, поставлена в 1922), «В джунглях городов» («Im Dickicht der Städte», поставлена в 1923, опубликована в 1927) - отмечены чертами экспрессионизма и в то же время пародируют его абстрактность и идеализм; в них ощутим послевоенный дух анархистской свободы. Наиболее известной пьесой Брехта 1920-х годов стала «Трёхгрошовая опера» («Die Dreigroschenoper», 1928, музыка  К. Вайля; русский перевод 1930), в которой отразилась социальная ситуация Веймарской республики в преддверии экономического и политического кризиса: Брехт показывает изнанку «золотых двадцатых» и респектабельного буржуазного общества (жажда наживы, связь с криминальным миром, узаконенность разврата). В одноактных пьесах Брехта рубежа 1920-30-х годов в духе агитационного театра выражались идеи марксизма и оправдывалось насилие в революционной борьбе против угнетателей: «Мероприятие» («Die Maßnahme», поставлена в 1930, опубликована в 1938), «Святая Иоанна скотобоен» («Die heilige Johanna der Schlachthöfe», поставлена в 1932; русский перевод 1934), «Мать» («Die Mutter», поставлена в 1932; русский перевод 1934) по роману М. Горького.

Реклама

В годы эмиграции Брехт создал наиболее значительные остросоциальные пьесы: «Круглоголовые и остроголовые» («Die Rundköpfe und die Spitzköpfe», 1932-1934, поставлена в 1936; русский перевод 1936), где разоблачается гитлеровская расовая теория; «Страх и нищета в Третьей империи» («Furcht und Elend des Dritten Reiches», поставлена в 1938; русский перевод 1941, полный русский перевод 1956), в которой переданы гнетущая атмосфера фашистского произвола и всеобщего страха, подозрительности и взаимного недоверия между людьми. В исторической пьесе «Мамаша Кураж и её дети» («Mutter Courage und ihre Kinder», 1939, поставлена в 1941; русский перевод 1956) Брехт показал, как духовная слепота обывателя, использующего войну в своих меркантильных интересах, становится благодатной почвой для разрушительной стихии войны. Тема ответственности человека перед обществом приобретает глобальный масштаб в исторической пьесе «Жизнь Галилея» («Leben des Galilei», 1938-39, поставлена в 1943; русский перевод 1957), импульсом к созданию которой послужили эксперименты физиков-ядерщиков во время 2-й мировой войны. Поиск этического идеала - в основе пьес «Добрый человек из Сезуана» («Der gute Mensch von Sezuan», 1938-40, поставлена в 1943; русский перевод 1957) и «Кавказский меловой круг» («Der Kaukasische Kreidenkreis», 1944-45, поставлена в 1954; русский перевод 1956), написанных в форме притчи.

Характерные черты поэтики Брехта, создавшего концепцию эпического театра и воплотившего её в своём творчестве, - условность художественного пространства, иносказательность, насыщенность символами. В противовес «драматическому» («аристотелевскому») театру, построенному на действии, основой «эпического театра» Брехта становится повествование, а главной задачей - побуждение зрителя к мысли: он должен занять отстранённую позицию наблюдателя-аналитика и выработать критическое отношение к сценическим событиям. «Эффект очуждения» («Verfremdungseffekt» - термин Брехта, переводится также как «эффект остранения») достигается целым спектром драматургических и сценических приёмов: музыкальной  вставки (зонги, хоры, инструментальная музыка), комментарии, обращения актёра к публике, которые выпадают из драматического действия, разрушая сценическую иллюзию. Свои воззрения на драму Брехт реализовал на практике в созданном им вместе с женой Е. Вайгель в 1949 году в театре «Берлинер ансамбль».

В лирике Брехта, представленной тремя поэтическими сборниками - «Домашние проповеди» («Hauspostille», 1927), «Песни. Стихи. Хоры» («Lieder. Gedichte. Chöre», 1934), «Свендборгские стихи» («Svendborger Gedichte», 1939), наряду со страстными революционными призывами, протестом против войны, звучит получающая мифопоэтическую трактовку тема взаимосвязи и противоборства человека и природы. В творчестве Брехта особое место занимают баллады, отличающиеся тонким лиризмом, совершенством слога и философской глубиной. Национальная премия Германии (1951), Международная Ленинская премия (1954).

Соч.: Театр. [Пьесы. Статьи. Высказывания]: В 5 т. М., 1963-1965; Werke. В., 1988-2000. Bd 1-30; Пьесы: В 2 кн.М., 1999.

Лит.: Grimm R. Brecht und die Weltliteratur. Nürnberg, 1961; Фрадкин И. М. Б. Брехт. Путь и метод. М., 1965; Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966; В. Brecht. Sein Leben und Werk. 2. Aufl. В., 1976; Ковригина Н. В. На пути к эпическому театру. Ранняя драматургия Б. Брехта. Иркутск, 1993; Б. Брехт. Библиографический указатель. М., 1969.

А. А. Стрельникова.