Брейгель Старший

Брейгель СтаршийБРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, или Мужицкий (Breugel; Bruegel de Oude, Boere Brueghel), Питер (собственно Пер ден Дрол, Peer den Drol) (между 1525 и 1530, деревня Брейгель, близ Бреды - 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кукке ван Алста в Антверпене. Работал в Антверпене (член гильдии живописцев Святого Луки, с 1551) и Брюсселе (с 1563). Начинал творчество как рисовальщик; с 1551 года выполнил для антверпенского издателя И. Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-53 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки), и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы И. Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558; «Семь добродетелей», 1559-60; «Морские корабли», 1564-65, и др.).

Реклама

Большинство живописных произведений Брейгеля Старшего - аллегории и притчи, заимствованные из фольклора, особенно - сцены народной жизни, которые в его творчестве становятся основой универсальной картины мира. К религиозной тематике Брейгеля Старшего почти не обращался (либо трактовал её весьма своеобычно). Среди самых ранних картин - «Падение Икара» (1555-58, Королевский музей изящных искусств, Брюссель): землепашец и пастух, занятые своим трудом, не замечают трагедию античного героя; равнодушна к его смерти и прекрасная природа, в изображении которой заметны традиции первого нидерландского пейзажиста - И. Патинира. В картинах «Фламандские пословицы» (1559, Государственный музей, Берлин), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1560, обе - Художественно-исторический музей, Вена) фольклорные сюжеты даны в излюбленном мастером панорамном охвате, дающем возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен. Могучий пластический талант сочетается у Брейгеля Старшего с необычайным даром занимательного рассказчика; пестрота цветовых пятен подчёркивает зрелищную остроту этого живописного карнавала.

Брейгель СтаршийОднако уже в ближайшие годы жизнерадостный юмор сменяется у Брейгеля Старшего осознанием трагических сторон бытия. Кровавые события Нидерландской революции нашли в его творчестве прямое или опосредованно-иносказательное выражение. Картины, созданные около 1562-63 годов («Триумф смерти», Прадо, Мадрид; «Безумная Грета», Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), выражают чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие художника в разумное устройство мира; в них явственно ощутимо следование традициям И. Босха.

В 1565 году создан цикл больших картин, посвящённых временам года, - наиболее гармоничное и целостное из всех созданий Брейгеля Старшего: «Сумрачный день. Весна», «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» (все - Художественно-исторический музей, Вена) и «Жатва. Лето» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В этом цикле, выражающем поэтические представления о вечной череде картин мироздания, художник обращается к быту крестьян; первый план занят отдельный жанровой сценой, давшей название произведению, за ней - уходящий вглубь пейзаж. Эмоциональное воздействие усиливается тонко продуманной колористической гаммой, в которой уже нет красочной пестроты предыдущих картин; в каждой композиции господствуют единая тональность, ощущение глубокого единства жизни человека и природы.

Брейгель СтаршийВ поздних работах Брейгель Старший создаёт характерные народные типы и сцены народного быта; колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах фигур первого плана. «Крестьянский танец» (1568, Художественно-исторический музей, Вена) пронизан вихревым движением исступлённо-самозабвенной пляски; бурной динамике танца противостоит тихий покой уходящей вдаль деревенской улочки. В «Крестьянской свадьбе» (1568, там же) также изображена, казалось бы, праздничная сцена, но в лицах участников нет никакого веселья; художник остро подмечает индивидуальные жесты, но преобладающим становится ощущение примитивности человеческой натуры, её несовершенства и греховности. Картина «Слепые» (1568, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь) - философская притча, полная горечи и пессимизма, несомненно, навеянная драматическими событиями из истории Нидерландов.

Творчество Брейгеля Старшего, будучи вершиной и итогом развития Возрождения в Нидерландах, вместе с тем выходит за его границы. Максимально используя гуманистические ренессансные представления о мире и человеке для создания обобщённых художественных образов, Брейгель не скрывает своего разочарования в возможностях человека, в самих ренессансных идеалах. Искусство Брейгеля Старшего не имело непосредственных продолжателей, хотя оказало воздействие на развитие фламандского пейзажа, бытового жанра, натюрморта. Сыновья Брейгеля Старшего - живописцы Ян Брейгель «Бархатный» и Питер Брейгель Младший (около 1564 - 1638), часто копировавший произведения отца (также автор картин на религиозные и бытовые сюжеты).

Лит.: Tolnay Ch. Р. Bruegel l’Ancien. Brux., 1935; Львов С. Л. П. Брейгель Старший. М., 1971; Gérard J. Bruegel et son époque. Brux., 1978; Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983; Marijnissen R. Н. Bruegel: tout l’œuvre peint et dessiné. Anvers, 1988; Fran castel Р., Ferrier J. L. Bruegel. Р., 1995.

Л. С. Алёшина.