Бронеавтомобиль

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ (броневик), боевая бронированная машина повышенной проходимости, предназначенная для огневой поддержки пехоты в бою, ведения разведки, охранения и связи.

Прообразы бронеавтомобилей, созданные англичанами в виде бронированных паровых тракторов, применялись в англо-бурской войне 1899-1902 годов. В 1902 году англичанин Ф. Р. Симмс создал первый бронеавтомобиль на шасси грузового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В 1904 году подъесаул Сибирского казачьего полка М. А. Накашидзе разработал первый бронеавтомобиль, поступивший в 1905 году на вооружение российской армии (первый экземпляр собран во Франции). К началу 1-й мировой войны в армиях Антанты и Тройственного союза 1882 года большинство бронеавтомобилей представляли собой грузовые автомобили, частично бронированные, вооружённые преимущественно пулемётами, некоторые имели вращающиеся башни полусферической формы. В России к октябрю 1914 года сформирована рота бронеавтомобилей (15 машин), созданных на базе отечественных грузовиков «Руссо-Балт», которая впервые вступила в бой 20.11(3.12).1914 на Северо-Западном фронте. К середине 1917 года в российской армии насчитывалось около 300 бронеавтомобилей различных марок, объединённых в 13 дивизионов. В период Гражданской войны 1917-22 годов количество бронеавтомобилей в РККА составляло 150-216 единиц, в белых армиях - около 80 единиц.

Реклама

Бронеавтомобиль Во 2-й мировой войне в армиях противоборствовавших сторон применялись лёгкие (массой 4 тонны), средние (4-8 тонн) и тяжёлые (свыше 8 тонн) бронеавтомобили, имевшие противопульное (лёгкие бронеавтомобили) и противоосколочное (средние и тяжёлые бронеавтомобили) бронирование. Вооружение - пулемётное (лёгкие бронеавтомобили), пушечно-пулемётное (средние и тяжёлые бронеавтомобили). В послевоенное время получили развитие бронеавтомобили узкого назначения (разведывательные, инженерные и др.), поэтому в Вооруженных Силах СССР и некоторых иностранных армиях термин «бронеавтомобиль» вышел из употребления. В 1980-90-е годы в ряде стран созданы бронеавтомобили нового поколения: М998 (США), «Трансак» (Великобритания), «Пежо»-Р4 (Франция), ΓΑ3-39344 (РФ) и др. Их масса составляет от 1,8 до 16,7 т. Вооружение - пушка калибра 20-90 мм, 1-2 пулемёта калибра 7,62 мм или 12,7 мм, иногда гранатомёт или противотанковый ракетный комплекс. Экипаж 2-4 человека, бронирование - противоосколочное, запас хода 400-1000 км, максимальная скорость на суше 88-150 км/ч, на плаву 4-7 км/ч. Бронеавтомобили оснащаются приборами ночного видения, радиостанциями, противопожарным оборудованием, системой защиты от ОМП. Бронеавтомобили без вооружения иногда используют в качестве инкассаторских машин; автомобилей повышенной безопасности, тягачей и пр.

Лит.: Дюмулен И. И. Бронеавтомобили. М., 1939; Гоголев Л. Д. Бронемашины: Очерки об истории развития и боевом применении. М., 1986.