Бронепоезд

БронепоездБРОНЕПОЕЗД, бронированный подвижной железнодорожный состав с артиллерийским и пулемётным вооружением, предназначенный для огневой поддержки и сопровождения войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в полосе железных дорог. Состав бронепоезда – бронепаровоз (бронетепловоз), два или более броневагона, оснащённые несколькими пушками и пулемётами, несколько контрольных платформ. Бронепоезду обычно придавался поезд, используемый для размещения штаба, возимых запасов топлива и боеприпасов, ремонтных средств и пр.

Прототипы бронепоездов (защищённые различными способами орудия на железнодорожной платформе) применялись в Гражданской войне в США 1861- 1865 годов, затем при осаде Парижа в ходе франко-прусской войны 1870-71 годов. Впервые защищённые бронёй бронепоезда применены в англо-бурской войне 1899-1902 годов, эпизодически использовались в ходе 1-й мировой войны. В период Гражданской войны 1917-22 годов в России лёгкость переоборудования обычного поезда в бронепоезд (проводилось даже в железнодорожных мастерских и депо), манёвренный характер боевых действий, малочисленность артиллерии привели к их широкому применению основными воюющими сторонами (свыше 100 в РККА, около 80 в составе белых армий). Использовались также бронелетучки (бронепоезда только с одним броневагоном) и «блиндированные» поезда (важнейшие части защищены мешками с песком, рельсами и др.). В ходе «эшелонной войны» бронепоезда приобрели особенно важное значение, так как военные действия велись в основном вдоль железных дорог. По вооружению бронепоезда делились на лёгкие (57-, 76-, 107-мм орудия) и тяжёлые (122-, 152-, 203-мм орудия), а по назначению - на ударные полевые и огневой поддержки. С октября 1919 года при бронепоездах стали создаваться десантные отряды (3 стрелковые роты, взвод конной разведки). Действовали самостоятельно или в составе тактических групп. Бронепоездом как подвижным, хорошо защищённым транспортом пользовались многие военные деятели. В межвоенный период строительство бронепоездов в СССР практически прекратилось. В ходе Великой Отечественной войны бронепоезда (производство которых возобновили на Урале) использовались в боях под Москвой, Ленинградом, на Кавказе, в других операциях, обеспечивали перевозки и охрану железнодорожных коммуникаций. Для защиты важных воинских эшелонов и железнодорожных узлов применялось свыше 100 специальных бронепоездов зенитных, вооружённых орудиями и пулемётами. Бронепоезда использовались во многих войнах и локальных конфликтах 20 века. В 1970-е годы в СССР для защиты железных дорог на Дальнем Востоке на вооружение приняты бронепоезда типа БП-1 и бронелетучки БТЛ-1, оснащённые бронеплатформами с танками.

Реклама

Бронепоезд

Лит.: Поцелуев В. А. Броненосцы железных дорог. М., 1982.