Броневые силы РККА

БРОНЕВЫЕ СИЛЫ РККА, род сухопутных войск, имевший на вооружении бронепоезда, бронеавтомобили, танки и предназначавшийся для поддержки пехоты и конницы, а затем и для самостоятельных действий. При создании броневых сил РККА (1918 год) использовались кадры и техника императорской российской армии. К октябрю 1921 года в состав броневых сил РККА входили: 51 бронеавтомобильный отряд (около 200 бронеавтомобилей), 11 автотанковых отрядов (около 40 танков), 103 бронепоезда, а также стационарные ремонтно-технические базы, подвижные мастерские. Во время Гражданской войны 1917-1922 годов в броневые силы РККА входили также автопулемётные отряды (с июня по октябрь 1919 года), десантные отряды (с октября 1919 года), воздухоплавательные отряды при бронепоездах (с марта 1919 года), команды охраны танков (с мая 1920 года), броневая школа по подготовке комсостава (с мая 1918 года по январь 1919 года).

Броневые силы РККА в организационном и техническом отношении управлялись: Центральным советом по управлению всеми автоброневыми частями республики [Центробронь; с января 1918 года руководил только автобронеотрядами, с марта 1918 года - также и бронепоездами]; Центральным броневым управлением (с августа 1918 года), преобразованным в январе 1919 года в Главное броневое управление, в октябре 1919 года - в броневой отдел Главного военно-инженерного управления; Управлением начальника бронесил РККА (с мая 1921 года). В 1923 году руководство броневых сил РККА перешло к Главному артиллерийскому управлению, с 1925 года - к инспектору пехоты РККА. В 1929-31 годах принят Боевой устав броневых сил РККА (части 1-2). В начале 1930-х годов на базе броневых сил РККА созданы мотомеханизированные войска (смотри Танковые войска).

В частях белых армий также использовались танки (около 130), бронепоезда (около 80), бронеавтомобили (около 80).

Лит.: Тинин А. Из истории создания броневых сил Красной Армии (1917-1920 годы) // Военно-исторический журнал. 1974. №12.