Броненосец

БРОНЕНОСЕЦ, надводный корабль с усиленной броневой защитой корпуса, вооружённый крупнокалиберной артиллерией и предназначенный для ведения морского боя и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. В 1854 году во Франции построены броненосные плавучие батареи (водоизмещение 1,4 тысяч тонн, вооружение - 16 орудий 165-мм и два 116-мм; скорость 3-4 узла, или около 6-7 км/ч), использовавшиеся для обстрела российских морских укреплений в ходе Крымской войны 1853-56 годов, которые явились прообразом броненосцев. В 1858-60-е годы во Франции под руководством С. Ш. Дюпюи де Лома построен первый мореходный броненосец «Глуар» (водоизмещение 5,6 тысяч тонн, 30 орудий 162-мм, бронирование до 120 мм, скорость 13,2 узла, или свыше 24 км/ч), в 1860 году в Великобритании - первый британский броненосец «Уорриор» (водоизмещение свыше 9 тысяч тонн, вооружение - 48 орудий 200-мм, бронирование до 114 мм, скорость 14,3 узла, или свыше 26 км/ч), имевшие парусное вооружение. В 1861-1862 годах в США под руководством Дж. Эриксона был построен броненосец «Монитор» (водоизмещение 1,25 тысяч тонн, скорость 7 узлов, или 13 км/ч, бронирование до 203 мм, вооружён 2 размещёнными во вращающейся башне 280-мм орудиями). Впервые в российском ВМФ частичное бронирование корпуса осуществлено на броненосной канонерской лодке «Опыт» в 1861 году, первым отечественным броненосцем стала построенная в 1863 году в Великобритании броненосная плавучая батарея «Первенец» (в 1862-64 годах по её чертежам в России построена броненосная плавучая батарея «Не тронь меня»). В 1873-76 годах на Чёрном море по проекту А. А. Попова построены круглые броненосцы «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». В 1877 году на Балтике вошёл в состав флота построенный под руководством Попова первый российский мореходный броненосец «Пётр Великий».

Реклама

До 1880-х годов отсутствовала чёткая классификация броненосных кораблей, их называли броненосцами, броненосными фрегатами, броненосными корветами, броненосными плавучими батареями и др. По расположению артиллерии различались броненосцы казематные, брустверные и башенные.

В конце 19 века (в российском ВМФ с 1892 года) броненосцы стали подразделяться на 2 основных класса: эскадренные броненосцы и броненосцы береговой обороны. Эскадренные броненосцы (водоизмещение до 17 тысяч тонн, скорость до 18 узлов, или 33,3 км/ч; вооружение - до 4 орудий 305-мм, до 12 - 152-мм и значительное число орудий до 76-мм; бронирование до 450 мм) действовали в составе эскадры как главная ударная сила флота. Броненосцы береговой обороны (водоизмещение около 8 тысяч тонн; скорость до 16 узлов, или 29,6 км/ч; вооружение - до 4 орудий 254-мм и др.; бронирование до 255 мм) предназначались для действий в прибрежных районах моря и борьбы с береговой артиллерией.

Первый бой между броненосцами состоялся в ходе Гражданской войны в США 1861-1865 годов, в нём участвовали броненосец северян «Монитор» и броненосец южан «Мерримак». Первое сражение броненосного флота произошло в ходе австро-прусской войны 1866 года при острове Лисса между австрийским и итальянским флотами (итальянский флагман потоплен таранным ударом). Наиболее известные сражения броненосных флотов - бой в Жёлтом море в 1904 году и Цусимское сражение 1905 года во время русско-японской войны 1904-05 годов. Эта война вскрыла недостатки броненосцев как класса кораблей: небольшие скорость и дальность плавания, недостаточная живучесть и остойчивость, разнотипность артиллерийского вооружения, малое число орудий главного калибра.

Согласно распространённой в конце 19 - начале 20 веков концепции американский контр-адмирал А. Т. Мэхэна, британский вице-адмирал Ф. Х. Коломба и др., броненосный флот рассматривался как главное средство борьбы за господство на море. Сторонники «молодой школы» (французский адмирал Г. Об и др.) большее значение придавали действиям на морских коммуникациях крейсеров и миноносцев.

В основу тактики броненосного флота легли разработки эволюций (манёвров и перестроений) паровых судов французского адмирала Л. Э. Буэ-Вийомеза, российского адмирала Г. И. Бутакова и др. В 1860-80-е годы многие морские теоретики считали, что из-за превосходства брони над артиллерией основным способом действий броненосцев является таран, для его использования наиболее выгодным считался строй клином. Постепенно развитие артиллерии привело к тому, что огневому бою броненосцев стали придавать большее значение, а наиболее выгодным строем считать кильватерную колонну.

Улучшение характеристик броненосцев привело к возникновению дредноутов (линейных кораблей), которые заменили броненосцы как главную силу ВМФ (в 1907 году в российском флоте броненосцы отнесены к классу линейных кораблей). Строительство броненосцев практически прекратилось, но они ещё использовались во время 1-й мировой войны. Броненосцы береговой обороны оставались на вооружении ряда стран до середины 20 века (например, построенные в 1929-33 годах финляндские броненосцы «Ильмаринен» и «Вянемяйнен»).

Броненосец

Лит.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917). М., 1948; Доценко В. Д. Российский броненосный флот. 1863-1917. СПб., 1994; он же. История военно-морского искусства. М., 2005. Т. 1; Вильсон Х. Р. Броненосцы в бою: 1855-1895. М., 2003; Русско-японская война. М.; СПб., 2003.